Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговые сети могут отменить платежи, которые берут с поставщиков
Торговые сети могут отменить многочисленные платежи, которые берут с поставщиков, чтобы товар попал на полки крупных магазинов. Во вторник Высший арбитражный суд рассматривает дело Федеральной антимонопольной службы против розничных сетей. Если суд встанет на сторону ФАС, в России может быть создан прецедент для пересмотра всех договоров между поставщиками и продавцами.
Тимофей Нижегородцев одновременно и восхищается, и возмущается. Вместе с коллегами по Антимонопольной службе он методично обходил торговые сети "Пятерочка", "Лента", "Дикси" и "Окэй". Проверяли, как продукты попадают на полки магазинов. Оказалось, что поставщики молока, хлеба, рыбы, мяса и соков прилично доплачивают супермаркетам. Доля доплат возмутила инспекторов - до 60% от стоимости товара.
"Договоры зачастую заключаются в ультимативной форме - либо вы идете на наши условия, либо ваш товар не будет продаваться", - говорит начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Штрафы, бонусы, плата за хорошее место в торговом зале или за акцию "лучшая цена". Встречаются даже выплаты на день рождения директора магазина.
Сборы растут с каждым годом. Вот типичный пример из отчета ФАС: выплаты одного из поставщиков круп и макарон гипермаркетам "Лента" в Санкт-Петербурге - в 2005-м с них брали всего 2% в виде бонусов, а в 2008-м размер дополнительных выплат достиг 30%.
Любой производитель мечтает, чтобы его товар стоял на полке магазина крупной торговой сети. Тогда ведь наверняка купят. Есть даже специальный термин "входной билет на полку". Но билеты, как известно, бывают разными. Самые ценные - на VIP-места: в центре зала или около входа, на уровне глаз покупателя. За них производители товаров готовы платить дороже всего.
В результате, чтобы компенсировать свои потери, поставщики вынуждены повышать отпускную стоимость товара магазинам. Таким образом, по утверждениям ФАС, из-за дополнительных выплат торговым сетям растет цена продуктов. Сетевики с этим обвинением категорически не согласны. Лев Хасис – один из владельцев торговых сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель", 1700 магазинов по всей России. Он уверяет, что бонусы не приводят к росту стоимости продуктов.
"Они реально удешевляют продукцию, потому что за все то, что заплатил потребитель, это за вычетом тех бонусов, которые мы получили от поставщика. Тем самым, любые бонусы, которые мы получили от поставщиков, экономят деньги покупателей", - говорит Лев Хасис председатель правления X5 Retail Group.
Получив свои бонусы, сети могут значительно снижать цены продуктов для потребителя, объясняет Лев Хасис. Ведь они итак уже получили прибыль. Поставщики товаров - на стороне ФАС. Владелец одного из крупнейших заводов шампанских вин в России Борис Титов объясняет: крупные супермаркеты – единственный способ доставить покупателю свою продукцию. Приходится платить.
"Сегодня производитель, поскольку у него нет возможности и нет конкуренции среди сетевиков, вынужден платить очень высокую плату за то, что его товар был бы продан", - говорит Борис Титов председатель совета директоров ЗАО "Абрау-Дюрсо".
С тем, что производителю больше некуда пойти, согласны даже сами торговые сети. В крупных городах практически не осталось рынков, гипермаркеты из-за кризиса разоряются, а новые не строят. Скоро будет негде продавать.
Формально сети действительно не нарушают законодательство. Поменять порядки можно, только переписав закон о торговле. Но его рассмотрение в Госдуме откладывают уже несколько лет. В итоге ФАС ходит по судам. Дошли до Высшего арбитражного. Пытаются создать в России прецедент, чтобы хоть как-то изменить особенности национального предпринимательства.
Вести.RU Ирина Матюшенко
- Медведев требует пресечь "хамские" входные бонусы в сетевом ритейле
- Сети vs Поставщики
- X5 Retail - неплательщик?!
- Что с Мосмартом сейчас?
- Мосмарт и Вестер банкроты
- Консалтинг по входу в торговую сеть
- Кто сейчас наводит наибольшую смуту в цепочке от производителя к покупателю?(
- Категорийный менеджмент
- Как выйти на байера?
- Кто работает с Real'ом???
- Торгово-закупочная система "Т Три С"
- Имущественно-правовые связи торговых сетей в России
- ПРОФСОЮЗ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?