Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Торговые компании стремятся быть эффективными
По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2009 году в России снизился на 5,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 14,517 триллиона рублей, при этом в декабре оборот ритейла сократился на 3,6% - до 1,518 триллиона рублей.
Статистика же крупнейших торговых компаний более оптимистична. За девять месяцев прошлого года крупнейший игрок на рынке продуктовой розничной торговли - компания X5 Retail Group - увеличил выручку на 38% до 196,6 млрд рублей. Рублевая выручка "Магнита" за 11 месяцев 2009 года выросла на 28,8%, "Седьмого континента" - на 11%, "ДИКСИ" - на 12,7%. Правда, в долларовом выражении выручка компаний все же сократилась, но не катастрофически - от 0,8% у "Магнита" до 14% у "Седьмого континента". Однако даже отрицательный результат участники рынка признают "хорошим". "В 2009 году у нас случилось 10%-ное падение оборота, - говорит заместитель генерального директора компании Savage Александр Фридман. - Но я считаю этот результат вполне успешным. Ведь кризис только подтолкнул нас к преобразованиям". Теперь торговые компании задумались о повышении эффективности своей работы. Причем, повышать ее ритейлеры планируют и на уровне бизнес-процессов, и на уровне маркетинговой политики.По словам генерального директора компании "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, хорошим способом оптимизации издержек и повышения эффективности работы торговых сетей является закрытие нерентабельных магазинов. "Если раньше старались в основном открыть магазин, то сейчас наконец-то задумались над тем, что и закрывать магазины тоже надо, - подчеркивает эксперт. - Это нормально, когда сеть закрывает 3-5 % нерентабельных точек. Не надо держать убыточные объекты, надо их закрывать, чтобы они не мешали рентабельности всей сети".
Стремление торговых компаний сохранить рентабельность выражается также и в том, что несколько приостановилась региональная экспансия сетей. Сейчас ритейлеры стараются закрепиться в "своем" регионе и не стремятся осваивать новые территории. Руководитель отдела управленческого консультирования "КПМГ Россия-СНГ" Ховард Полински отмечает, что только 40% торговых компаний открывают магазины в новых регионах, тогда как 80% продолжают осваивать регионы, где магазины уже есть.
Торговые компании стараются работать более эффективно и на уровне бизнес-процессов. "Для того чтобы повысить эффективность не нужно больших капиталовложений, нужно просто каждому сотруднику подумать, как лично он может это сделать", - говорит директор по закупкам "Эконики-Обувь" Екатерина Хомская. С этим согласен и президент компании "Дикси" Илья Якубсон. "У всех ритейлеров резервы с точки зрения экономии просто чумовые! - отмечает он. - Мы что, три года назад не знали, что надо новую IT-платформу внедрять? - Знали, но потребовалось два года, чтоб ее внедрить. Мы что, не знали, что надо централизовать логистику? - Знали, но для этого тоже понадобилась подготовка - и два года мы строили склады".
По мнению участников рынка, важнейшим же инструметом повышения эффективности работы компании стала продуманная маркетинговая политика. По словам г-на Якубсона, сейчас все игроки рынка решают задачу "найти себя". "До 2005 года основное направление деятельности компаний на рынке - быстрое развитие. Это предполагало, в основном, поиск денег, даже не обращая внимания на величину пассивов. Но теперь пришло понимание, что пора заниматься маркетингом. Сейчас все поняли, что на операционную эффективность в основном влияет маркетинговая политика, позиционирование компании. Здесь задача нетривиальная. Приезжаешь в Германию, и там каждый магазин связан с определенной продукцией и определенным имиджем, у них у каждого своя концепция. У нас иначе - сказать, чем отличается "Пятерочка" от "Копейки" - нельзя", - говорит он.
То же - и в торговле одеждой. "Можно было гнаться за 70% аудитории, за которыми гонятся все остальные торговые компании, включая международные сети. Вопрос - чем мы будем с ними конкурировать. Поэтому мы решили занять остальные 30%, на которые пока никто не претендует", - рассуждает Александр Фридман. Но пока ритейлеры в основном только размышляют над проблемой позиционирования, в реальности - все иначе. Мало кто из торговых сетей может похвастаться продуманной идеей, которая бы отличала одну компанию от другой.
Генеральный директор консалтингового агентства Core Competences-Retail Evolution Company Олег Бакун отмечает, что не только самим компаниям нужно искать позиционирование, продуманная концепция нужна и их инвесторам. "Для инвестирования нужны компании с понятными стратегиями, ясными продуктами. Поскольку в России позиционирование торговых сетей не развито, многие компании рассматриваются через призму девелопмента. Их покупают только как объекты недвижимости", - констатирует эксперт.
Директор консалтинговой компании Prosperity Capital Management LTD Алексей Кривошапко задается вопросом: будут ли ритейлеры бороться за эффективность, если цена на нефть вновь поднимется до 150 долларов за баррель? "Три квартала хороших макроэкономических показателей - и планы относительно повышения эффективности компании исчезнут, - отмечает эксперт. - От юности рынка на ритейлеров, и не только на них, пока еще сильно влияет внешняя среда". Но, возможно, ситуация повернется и в другую сторону: на рынке станет появляться все больше по-настоящему зрелых компаний с продуманной маркетинговой концепцией, которые будут конкурировать не только с помощью "ценовых войн". В результате - выиграют как покупатели, так и инвесторы.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?