Декоративное изображение
4 653

Поделиться

Торговые компании стремятся быть эффективными

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2009 году в России снизился на 5,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 14,517 триллиона рублей, при этом в декабре оборот ритейла сократился на 3,6% - до 1,518 триллиона рублей.

Статистика же крупнейших торговых компаний более оптимистична. За девять месяцев прошлого года крупнейший игрок на рынке продуктовой розничной торговли - компания X5 Retail Group - увеличил выручку на 38% до 196,6 млрд рублей. Рублевая выручка "Магнита" за 11 месяцев 2009 года выросла на 28,8%, "Седьмого континента" - на 11%, "ДИКСИ" - на 12,7%. Правда, в долларовом выражении выручка компаний все же сократилась, но не катастрофически - от 0,8% у "Магнита" до 14% у "Седьмого континента". Однако даже отрицательный результат участники рынка признают "хорошим". "В 2009 году у нас случилось 10%-ное падение оборота, - говорит заместитель генерального директора компании Savage Александр Фридман. - Но я считаю этот результат вполне успешным. Ведь кризис только подтолкнул нас к преобразованиям". Теперь торговые компании задумались о повышении эффективности своей работы. Причем, повышать ее ритейлеры планируют и на уровне бизнес-процессов, и на уровне маркетинговой политики.

По словам генерального директора компании "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, хорошим способом оптимизации издержек и повышения эффективности работы торговых сетей является закрытие нерентабельных магазинов. "Если раньше старались в основном открыть магазин, то сейчас наконец-то задумались над тем, что и закрывать магазины тоже надо, - подчеркивает эксперт. - Это нормально, когда сеть закрывает 3-5 % нерентабельных точек. Не надо держать убыточные объекты, надо их закрывать, чтобы они не мешали рентабельности всей сети".

Стремление торговых компаний сохранить рентабельность выражается также и в том, что несколько приостановилась региональная экспансия сетей. Сейчас ритейлеры стараются закрепиться в "своем" регионе и не стремятся осваивать новые территории. Руководитель отдела управленческого консультирования "КПМГ Россия-СНГ" Ховард Полински отмечает, что только 40% торговых компаний открывают магазины в новых регионах, тогда как 80% продолжают осваивать регионы, где магазины уже есть.

Торговые компании стараются работать более эффективно и на уровне бизнес-процессов. "Для того чтобы повысить эффективность не нужно больших капиталовложений, нужно просто каждому сотруднику подумать, как лично он может это сделать", - говорит директор по закупкам "Эконики-Обувь" Екатерина Хомская. С этим согласен и президент компании "Дикси" Илья Якубсон. "У всех ритейлеров резервы с точки зрения экономии просто чумовые! - отмечает он. - Мы что, три года назад не знали, что надо новую IT-платформу внедрять? - Знали, но потребовалось два года, чтоб ее внедрить. Мы что, не знали, что надо централизовать логистику? - Знали, но для этого тоже понадобилась подготовка - и два года мы строили склады".

По мнению участников рынка, важнейшим же инструметом повышения эффективности работы компании стала продуманная маркетинговая политика. По словам г-на Якубсона, сейчас все игроки рынка решают задачу "найти себя". "До 2005 года основное направление деятельности компаний на рынке - быстрое развитие. Это предполагало, в основном, поиск денег, даже не обращая внимания на величину пассивов. Но теперь пришло понимание, что пора заниматься маркетингом. Сейчас все поняли, что на операционную эффективность в основном влияет маркетинговая политика, позиционирование компании. Здесь задача нетривиальная. Приезжаешь в Германию, и там каждый магазин связан с определенной продукцией и определенным имиджем, у них у каждого своя концепция. У нас иначе - сказать, чем отличается "Пятерочка" от "Копейки" - нельзя", - говорит он.

То же - и в торговле одеждой. "Можно было гнаться за 70% аудитории, за которыми гонятся все остальные торговые компании, включая международные сети. Вопрос - чем мы будем с ними конкурировать. Поэтому мы решили занять остальные 30%, на которые пока никто не претендует", - рассуждает Александр Фридман. Но пока ритейлеры в основном только размышляют над проблемой позиционирования, в реальности - все иначе. Мало кто из торговых сетей может похвастаться продуманной идеей, которая бы отличала одну компанию от другой.

Генеральный директор консалтингового агентства Core Competences-Retail Evolution Company Олег Бакун отмечает, что не только самим компаниям нужно искать позиционирование, продуманная концепция нужна и их инвесторам. "Для инвестирования нужны компании с понятными стратегиями, ясными продуктами. Поскольку в России позиционирование торговых сетей не развито, многие компании рассматриваются через призму девелопмента. Их покупают только как объекты недвижимости", - констатирует эксперт.

Директор консалтинговой компании Prosperity Capital Management LTD Алексей Кривошапко задается вопросом: будут ли ритейлеры бороться за эффективность, если цена на нефть вновь поднимется до 150 долларов за баррель? "Три квартала хороших макроэкономических показателей - и планы относительно повышения эффективности компании исчезнут, - отмечает эксперт. - От юности рынка на ритейлеров, и не только на них, пока еще сильно влияет внешняя среда". Но, возможно, ситуация повернется и в другую сторону: на рынке станет появляться все больше по-настоящему зрелых компаний с продуманной маркетинговой концепцией, которые будут конкурировать не только с помощью "ценовых войн". В результате - выиграют как покупатели, так и инвесторы.

Finam.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами