Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 810
Поделиться
Торговля: жизнь по новым правилам
С 1 февраля торговле предписано жить по-новому. Вступивший в силу закон ограничит бонусы сетей и рыночную долю крупных ритейлеров в регионах. Но полноценное применение закона сейчас не начнется. Большая часть сетей воспользовалась отсрочкой для приведения договоров поставок в норму и продлевает старые договора
Закон о государственном регулировании торговой деятельности в РФ вступил в силу с 1 февраля. Но вряд ли именно с этого дня будут соблюдаться все нормы закона, отмечают эксперты. У торговых сетей есть еще 180 дней на раскачку. За это время ритейл должен привести свои договора в соответствии с законом. Пока же розничные сети в большинстве своем предпочитают продлевать старые договора, взимая премии и бонусы, которые новый закон серьезно ограничивает. Эксперты в целом считают правильным принятие закона о госрегулировании деятельности торговли, но считают, что он требует доработки.
Как сообщалось, законом, в частности, вводится норма, ограничивающая приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района. Данное ограничение вступает в силу с 1 февраля 2010 года для торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 года - для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт- Петербурга.
Также закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" устанавливает сроки оплаты поставленного товара. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.
Кроме того, в документе установлено ограничение 10% процентами скидок, которые могут предоставляться при оптовой покупке продовольственных товаров. Размер вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю, не может быть больше 10% от цены договора поставки.
Правительству РФ предоставляется право для стабилизации розничных цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30 и более процентов.
Договоры поставки, заключенные до 1 февраля, должны быть приведены в соответствие с законом в течение 180 дней.
Торговля, скорее всего, воспользуется предоставленной почти полугодовой отсрочкой для приведения договоров поставок в соответствии с нормами закона, и полноценное применение норм закона о торговле не начнется с 1 февраля, считают участники заседания государственно-патриотического клуба партии "Единая Россия", состоявшегося в пятницу.
По словам председателя Ассоциации отраслевых союзов АПК "АССАГРОС" Виктора Семенова, в настоящее время подавляющее большинство розничных сетей вместо заключения договоров поставок на 2010 год пролонгируют договоры 2009 года. Как добавил директор ЗАО "Совхоз Ленина" Павел Грудинин, ритейлеры розничной сети продолжают присылать ему договоры, включающие дополнительные платежи за рекламные услуги, логистику и место на полке. Так, по его словам, последний полученный договор от 17 января предлагает ему отсрочку платежа - 50 дней, фиксированную премию - 1,5% и прогрессирующую премию от оборота - такого же размера, 5% - за рекламные услуги, 3% - за логистику, а также плату в размере 12 тыс. рублей за листинг каждого артикула на полках магазина и 65 тыс. рублей за участие в рекламной акции к открытию нового торгового центра.
Как уже указывалось, закон запретит торговым организациям брать со своих поставщиков маркетинговые и иные платежи, за исключением вознаграждения за объем поставок, а также ограничит отсрочку платежа на скоропортящиеся товары десятью днями и на прочие продовольственные товары - тридцатью днями.
"Мы уверены, что сети будут брать все 10% вне зависимости от объема партии", - отметила зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая. При этом она называет принятие закона о торговле в целом "большой победой" и отмечает, что главное достижение документа - возможность государства регулировать наценку на социально значимые товары при резком росте розничных цен.
В то же время, говорит зампред комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Сергей Лисовский, закон несовершенен, и для контроля за розничными ценами необходимо ограничить законодательно максимальную наценку на продукты питания.
С необходимостью дальнейшего изменения закона о торговле согласен начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. "Неизбежно, что в закон о торговле придется вносить пакеты поправок ежегодно", - сказал он.
И.Яровая, например, считает, что необходимо внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, включив туда оборотные штрафы за нарушение закона о торговле вместо фиксированных, которые предлагает ФАС. "Необходимы оборотные штрафы. Для кого-то 1 млн рублей - это укус пчелы, а для кого-то - смерть, тем более что чем крупнее субъект, тем более агрессивно он себя ведет в отношениях с поставщиками", - говорит И.Яровая.
IFX.RU
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.