Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговля, банки и машиностроение - ФНС хочет знать, сколько налогов должны платить эти отрасли
К ноябрю экономисты, выигравшие конкурс Федеральной налоговой службы, рассчитают для нее индикаторы, которые покажут, сколько налогов должны платить банки, машиностроители и торговля. Это сложные отрасли, предупреждают эксперты.
Приказ о проведении конкурса подписал руководитель ФНС Михаил Мокрецов. За каждое из трех исследований ФНС обещает заплатить 2,1 млн руб. Нужно создать механизм, который позволит контролировать проблемных налогоплательщиков, говорит чиновник Минфина. Если налоговые показатели компании будут слишком отклоняться от среднеотраслевых, это станет дополнительным поводом провести выездную проверку, говорит он. Три выбранные отрасли — это “первые ласточки”, будут индикаторы и для других отраслей, обещает чиновник. Связаться с ФНС не удалось.
Эффективная ставка — это ставка с учетом вычетов, льгот и т. д. А эффективный уровень уплаты налогов отраслью рассчитывается как отношение налогов к добавленной стоимости, произведенной отраслью, отмечает экономист Центра развития Наталья Акиндинова. Но отклонение показателей компании от среднеотраслевых не означает, что предприятие практикует серые схемы, — просто у каждого своя структура налогооблагаемой базы, говорит она.
Акиндинова полагает, что лишь двукратное отклонение от среднеотраслевого показателя должно вызывать подозрения. “Нельзя сравнивать большую торговую сеть с придорожным ларьком — они платят разные налоги, поэтому индикаторов внутри каждой отрасли, в зависимости от размера предприятия, должно быть несколько”, — считает главред газеты “Учет. Налоги. Право” Алексей Стариков.
Три выбранные отрасли — “темные лошадки” для налоговиков, а торговля — это массовый бизнес, отмечает гендиректор “Налоговой помощи” Сергей Шаповалов. Налоговые претензии к банкам и машиностроителям часто сталкиваются с возражениями, что налоговики не понимают специфики отрасли, добавляет он.
Больше всего из трех выбранных отраслей недоплачивают налоги торговые предприятия, соглашается Акиндинова. А депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что чиновникам не надо было начинать с таких сложных отраслей — проще было сделать аналогичную работу для секторов, где компании производят однородную продукцию — нефть или электроэнергию. В 1999 г. Центр экономического анализа “Интерфакс” разработал аналогичный индикатор для нефтяной отрасли, минимальный показатель получил ЮКОС, говорит гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников.
Машиностроительные компании будет непросто привести к единому знаменателю, предупреждает замгендиректора “Трансмашхолдинга” Анатолий Мещеряков. Нельзя, считает он, сравнивать компании, которые производят несложную продукцию, с высокотехнологичными предприятиями. Если “выпадение из общей массы” будет основанием для проверки — это неплохо, говорит предправления Оргрэсбанка Игорь Коган, надеющийся, что критерии будут разработаны “адекватные”. Важно, чтобы индикаторы были экономически обоснованными, согласен директор по коммуникациям X5 Retail Group Геннадий Фролов: “Торговле разработка индикаторов пойдет на пользу, так как более половины предприятий укрывает налоги”.
Разработать единый индикатор для кредитных организаций можно, так как в этой сфере есть объективные показатели, по которым рассчитывается эффективность, полагает Елена Аксенова из юрфирмы “Клифф”. Например, известна ставка Центробанка и стоимость ресурсов на межбанковском рынке. А в торговле, говорит Аксенова, создать объективный индикатор невозможно, так как “доходность от продажи платьев "от кутюр" и канцелярских скрепок принципиально разная”. Если торговцам начнут диктовать, как надо платить налоги, это породит еще более запутанные схемы ухода от них, считает она.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?