Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговле Крыма дали отсрочку
У украинских компаний, ведущих бизнес в Крыму, остался месяц для того, чтобы принять важное решение: либо кардинально поменять схему работы в регионе, либо забыть об этом рынке насовсем. Законодатели в Киеве решили исключить экономические события из новелл законопроекта «Об оккупированных территориях», накануне принятого Радой в заключительном чтении. Однако уже в мае украинское Минэкономразвития разработает отдельный законопроект, предусматривающий санкции для бизнесменов, работающих с «оккупационным режимом». Украинские ритейлеры уже начали подыскивать покупателей на свои магазины на полуострове, а международные компании продумывают обходные маневры.
Вчера Верховная рада приняла закон «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» («Об оккупированных территориях»). Он вступает в силу с сегодняшнего дня. Закон признает оккупированными Крым и Севастополь, регулирует порядок въезда и выезда граждан, запрещает сделки с государственной собственностью, собственностью общественных организаций и др.
В закон не вошли положения, регулирующие предпринимательскую деятельность в Крыму, рассказал РБК автор законопроекта, и.о. руководителя фракции «Батькивщина» Сергей Соболев. Ограничения деятельности для хозяйствующих субъектов будут содержаться в законопроекте, который в течение месяца поручено разработать Минэкономразвития и торговли Украины, пояснил он.
Предполагается, что новый закон запретит деятельность, подлежащую лицензированию, в частности, может быть запрещено обращение подакцизной группы товаров. Также будут запрещены перевозки с территории Украины в Крым и денежные переводы в Крым из Украины. Финансирование или содействие вышеперечисленной деятельности также планируется запретить, добавил Соболев.
Такие нормы фактически запретят любую торговлю в Крыму, считает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. «Если за месяц статус Крыма не изменится, все украинские ритейлеры должны будут покинуть Крым, а украинские поставщики не смогут осуществлять доставку товаров на территорию полуострова», – полагает он. Александр Ланецкий объясняет, что на Украине розничные магазины получают лицензию не только на торговлю подакцизными товарами – алкоголем и табаком, но и на саму торговую деятельность.
Угроза принятия таких жестких мер заставит украинских ритейлеров, имеющих магазины в Крыму, продать или закрыть свои торговые точки, зафиксировав убытки, считает Ланецкий.
Переговоры о продаже бизнеса российским Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) и «Магниту» уже ведут несколько игроков, знает он, но не называет имена.
Топ-менеджер крупной российской сети подтвердил РБК, что магазины готовы продать украинские сети «АТБ-маркет» (60 магазинов в Крыму, по данным сайта компании), «Фора» (четыре магазина) и Novus (восемь торговых точек). «У них нет ясности, каким образом будут осуществляться поставки с территории Украины, в то время как в обороте сетей украинские поставщики занимают доминирующую долю», – отметил он. «АТБ-маркет», которая является крупнейшим ритейлером на Украине», также рассматривает возможность закрытия магазинов в Крыму, знают местные торговцы.
Гендиректор Novus Игорь Ланда сообщил, что «сделает все возможное, чтобы продолжить работу в Крыму». В «АТБ-маркете» РБК заявили, что «юристы пока изучают возможные последствия от запрета на лицензионную деятельность».
Также в Крыму оперируют сети «Фуршет», «Фреш», «Эко-маркет», которые пока планируют сохранить свои торговые точки. Французская Auchan и немецкая Metro, по информации РБК, могут оформить свой бизнес на полуострове в отдельные юридические лица, не связанные с российским и украинским подразделением.
Сейчас в Крыму только 30–35% оборота продуктов питания приходится на сетевых ритейлеров, говорит гендиректор сети «Фуршет» Сергей Макеев. Остальная часть продуктов реализуется через рынки и несетевые магазины. Крымские предприниматели, не имеющие бизнеса на Украине, смогут сохранить свои торговые точки, считает он.
Но проблемой может стать наполнение магазинов. Готовящиеся санкции предполагают запрет поставок украинской продукции, при том что ее доля занимает до 80% в матрице крымских магазинов, говорит Сергей Макеев. Продукция поставляется через Украину. При вступлении ограничения на поставку продукции через украинскую территорию единственный логистический путь, ведущий в Крым, – морской. По мнению Сергея Макеева, стоимость такой доставки прибавит 50% к сегодняшней цене товаров.
Российские поставщики, по его данным, уже ведут переговоры с крымскими ритейлерами, которые рассматривают для себя все возможные варианты дальнейшего ведения бизнеса в регионе. Но продукты питания российского производства на 20–25% дороже украинских аналогов, говорит Макеев. Продукция крымских производителей способна обеспечить не более 2% потребности, добавляет гендиректор сети «Велика кишеня» Игорь Душко.
Сейчас российские поставщики пытаются сделать пробные поставки в Крым. Топ-менеджер крупного российского производителя мяса рассказал РБК, что их продукция уже неделю продается в Севастополе. Но пока это разовая поставка. Еще один поставщик мясной продукции рассказал, что в Крыму побывали эмиссары практически всех крупных российских компаний-производителей. Собеседник РБК считает, что крымским магазинам понадобится около двух месяцев, чтобы перейти на российский ассортимент.
Менеджер одной из крупнейших международных табачных компаний, работающих как на Украине, так и в России, говорит, что поставки табачной продукции в Крым велись из Украины и уже приостановлены. Однако предвидя возможное обострение ситуации в Крыму, компания, так же как и ее конкуренты, создала в регионе значительные запасы продукции, которых должно хватить на достаточно продолжительный промежуток времени. По словам представителя табачного бизнеса, переориентация поставок сигарет в Крым с Украины на Россию не создаст дополнительной нагрузки на бизнес табачников, так как крупнейшим дистрибьютором сигарет и в России, и на Украине является «Мегаполис» Игоря Кесаева.
Анна Левинская, Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?