Декоративное изображение
4 746

Поделиться

Торговая недвижимость Москвы. Тенденции развития

В 2015 году вакансия в торговом сегменте Москвы может превысить 0,5 млн. кв. м

На фоне ослабления курса рубля, которое инициировало ускорение роста цен, основной тенденцией рынка торговли в 2014 году стало снижение покупательной способности россиян. Индекс потребительских цен за 2014 год, по данным Росстата, составил 11,4% против 6,5% в 2013 году.

В 2015 году ожидается дальнейший рост цен на уровне 13-15%, что отразиться на развитии рынка торговой недвижимости.

Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы

2014

2015

Общее предложение, млн. кв. м

4 802

5 432

Объем нового строительства, тыс. кв. м

702

630

Прайм ставка аренды в ТЦ, $ / кв. м / год

2 060

1 650 – 1 850

Средняя доля вакантных площадей, %

7

11

Ставка капитализации, %

9,0

9,5 -10,5

Прайм ставка стрит ритейл, $ / кв. м / год

7 000

6 000 – 6 500

Источник: исследования и консалтинг CBRE

В 2014 году общий объем предложения торговых площадей в Москве достиг отметки 4803 тыс. кв. м, или 396 кв. м на 1 000 жителей, а годовой прирост стал рекордным. По данному показателю Москва приблизилась к уровню западноевропейских столиц, где обеспеченность населения торговыми площадями составляет 450-600 кв. м.

Технические открытия, когда уровень вакансии в торговом центре может достигать 30-40% и более, стали нормой. В результате средний уровень вакантных площадей в торговых центрах Москвы достиг 7%, против 2,6 % в конце 2013 года.

В неблагоприятной макроэкономической ситуации ритейлеры сократили планы по развитию. В конце 2014 года о закрытии части магазинов объявили Adidas, Incity, Media Markt, Samsung, Спортмастер, Стокманн. Приостановили планы по открытию новых объектов холдинги BNS Group, Inditex, LPP и Melon Fashion Group.

Ряд международных операторов по разным причинам закрыл последние торговые точки: Chevignon, Esprit, Gerry Webber, New Look, OVS, River Island, Sepalla, Wendy`s.

В то же время 2014 год стал рекордным по количеству новых международных брендов, вышедших на рынок Москвы – 44 сети.

Бренды, вышедшие на рынок Москвы в 2014 году, шт.

Источник: исследования и консалтинг CBRE

В итоговом отчете за 2014 год эксперты рынка торговой недвижимости CBRE обозначили основные тенденции рынка в 2015 году.

  1. Востребованность торговых площадей у сетевых ритейлеров продолжит снижаться. Соответственно, интерес девелоперов к нестандартным арендаторам будет расти: например, не исключен возврат специальных зон, где будут торговать индивидуальные предприниматели.
  2. По мере усиления конкуренции среди «стотысячников» растет интерес к районным торговым центрам, ниша которых, по-прежнему, остается ненасыщенной.
  3. Общий объем анонсированного предложения на 2015-2016 год составляет 1,4 млн. кв. м. Однако, текущие условия банковского кредитования и вход экономики в рецессию не способствуют развитию новых проектов.
  4. С учетом заявленных объемов, а также замедлением развития многих розничных сетей, в 2015 году продолжится тенденция технического открытия проектов, когда вакансия составляет 30-40% и более.
  5. Сопоставимый с 2014 годом объем ввода в 2015 году и сохранение негативных тенденций в спросе могут привести к росту вакансии до 11% и более.
  6. Наиболее ожидаемыми проектами 2015 года являются ТРЦ Колумбус, Зеленопарк, Кунцево Плаза, Славянка, Центральный Детский Магазин. Вероятность их реализации высока даже на фоне негативных макроэкономических тенденций.
  7. 11 новых международных брендов, среди которых стоит отметить такие сети, как Anta Sports, Bric’s, Kidzania, Ferrari store и Popbar, заявили о выходе на рынок Москвы. Кроме того, в течение 2015 года итальянская сеть одежды Twin Set планирует открыть 8 новых точек, DIY бренд OBI – 6, Media Markt – 5. Условия выхода на московский рынок становятся все более выгодными, а девелоперы – более гибкими в обсуждении коммерческих условий.
  8. На рынке стрит-ритейла еще в 2014 году был отмечен рекордный за последние 1,5 года уровень вакантных площадей – 8,2%. Ожидается, что в 2015 году этот показатель может достигнуть 12-15%. Пешеходные улицы по-прежнему остаются привлекательными для новых и существующих арендаторов, что отражается на более медленном снижении арендных ставок.
  9. На региональных рынках наблюдается смещение интереса девелоперов от Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников в сторону менее насыщенных торговой недвижимостью городов с хорошей покупательной способностью. На 2015-2016 год заявлено к вводу еще около 700 тыс. кв. м. Во многих городах стимулом также является низкая конкуренция среди существующих проектов (например, Нижневартовск, Новый Уренгой, Ноябрьск). Тем не менее, крупные города все еще являются перспективными для нового строительства торговых центров. Следующая волна девелопмента придётся на такие города, как Пермь, Хабаровск, Владивосток.
  10. В городах с высокой обеспеченностью населения торговыми площадями такими, как Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар, Тюмень, Ярославль, многие торговые центры нуждаются в реконцепции.
  11. Обсуждение коммерческих условий в торговом сегменте становится все более индивидуальным и зависит от типа арендатора. Девелоперы вынуждены идти на такие меры как использование валютного коридора, постоянная или временная фиксация курса на определенную дату, переход на процент от оборота, снижение величины самих арендных ставок, увеличение арендных каникул, компенсация отделки.

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами