Декоративное изображение
2 166

Поделиться

Топ-менеджеры Экспобанка стали совладельцами сети "Кофе-хауз"

 

Топ-менеджеры Экспобанка стали совладельцами крупнейшей в России сети кофеен

Как стало известно, владельцами 49% акций ЗАО «Кофе-хауз», головной компании крупнейшей российской сети кофеен, с декабря 2007 года являются три топ-менеджера Экспобанка — Кирилл Якубовский, Андрей Вдовин и Сергей Радченков. В самой сети уточняют, что эти акции переданы в залог и могут быть возвращены основателю сети Тимуру Хайрутдинову после погашения кредита. На $50 млн, в которые рестораторы оценили стоимость 49% сети, «Кофе-хауз» сможет в течение трех лет открыть более 300 новых кофеен.

По данным ЕГРЮЛ, с 13 декабря 2007 года 49% ЗАО «Кофе-хауз» принадлежит председателю совета директоров Экспобанка Кириллу Якубовскому, председателю правления Сергею Радченкову и члену совета директоров Андрею Вдовину. Господа Якубовский и Радченков владеют по 16% «Кофе-хауза», господин Вдовин — 17%. Еще 46% «Кофе-хауза» принадлежит кипрской компании «Энор Энтерпрайсиз Лтд», бенефициаром которой участники рынка называют основателя сети Тимура Хайрутдинова. Еще 5% компании принадлежит ее управляющему директору Владиславу Дудакову. С 1 января этого года аналогичные изменения в составе акционеров ЗАО «Кофе-хауз» были внесены и в «СПАРК-Интерфакс».

В пресс-службе Экспобанка от комментариев отказались, но господин Дудаков подтвердил факт сделки с топ-менеджерами банка. По его словам, господа Якубовский, Вдовин и Радченков стали «формальными совладельцами» после того, как Экспобанк договорился о выдаче кредита «Кофе-хаузу» (был выдан в январе 2007 года) под залог акций компании. Почему долю в бизнесе получил не сам банк, а его менеджеры, бизнесмен затруднился ответить, объяснив это «бюрократическими тонкостями». Размер кредита, сроки и условия его погашения он не раскрыл.

Источник, близкий к совладельцам Экспобанка, пояснил “Ъ”, что кредит составил «несколько десятков миллионов долларов и соответствует стоимости 49% сети». Источник со стороны «Кофе-хауза» уточнил, что заем выдан на три года. Собеседники “Ъ” говорят, что деньги нужны «Кофе-хаузу» на расширение сети, а также на реструктуризацию других кредитов, большая часть которых была в разное время выдана Экспобанком.

Возможно, Кирилл Якубовский и Андрей Вдовин вложат в ресторанный бизнес средства от продажи своих долей в Экспобанке, предположил один из московских рестораторов: вчера британский Barclays Bank объявил о покупке 100% банка за $745 млн, эти средства достанутся четырем акционерам. В какой пропорции они владели банком, не раскрывается (подробнее об этом см. стр. 15).

Компания «Кофе-хауз» основана в 1999 году. Сейчас насчитывает 190 одноименных кофеен в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Киеве, 14 ресторанов японской кухни «Азия-кафе» в Москве, три ресторана русской кухни «Винегрет-кафе» и четыре «Витамин-бара» в Москве. Выручка не раскрывается.

Сделка между топ-менеджерами Экспобанка и Тимуром Хайрутдиновым выглядит скорее как продажа акций, считает топ-менеджер крупного западного банка. «Обычно в реестре акционеров заложенные акции помечены как обремененные. Если же акции переходят во владение, то это покупка,— соглашается юрист банка “Ист Коммерц” Евгений Скороходов.— Возможно, существует опцион на выкуп акций обратно основателем компании, поэтому участники сделки считают ее кредитом».

По словам сотрудника западного инвестбанка, если «Кофе-хауз» расстался с акциями, это может свидетельствовать о существенной долговой нагрузке. По оценке генуправляющего сети «Шоколадница» Алексея Каиро, выручка «Кофе-хауза» в 2007 году могла превысить $150 млн, а 49% сети может стоить примерно $50 млн. Открытие одного «Кофе-хауза» обходится, по подсчетам господина Каиро, в $150– тыс., то есть на деньги Экспобанка сеть может вырасти на 250– кофеен за три года. Алексей Каиро утверждает, что «Шоколадница» не планирует уступать своему главному конкуренту по количеству новых точек: в 2007 году сеть открыла новых 75 кофеен и следующие три года темпы развития снижать не планирует.

Кристина Бусько

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами