Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Топ-10 российских аптечных сетей за девять месяцев 2011 г.
Вопреки прогнозам, что из-за выросшей налоговой нагрузки аптеки начнут разоряться и закрываться, за девять месяцев этого года на рынке не произошло существенных изменений. Лидеры — «36,6» и «Ригла» — сохранили и укрепили свои позиции, активнее всех росла сеть А5: за счет покупки «Мособлфармации» она стала третьим игроком рынка. При этом в рейтинг крупнейших игроков впервые попали две ассоциации независимых аптек. Оказалось, что они занимают заметное место на рынке — сообща аптекам проще выжить.
Как подсчитали в «Фармэксперте», по итогам девяти месяцев 2011 года на первом месте рейтинга по-прежнему находится аптечная сеть «36,6» с долей рынка 2,51%. Годом ранее сеть занимала 2,4% (см. таблицу). За ней с небольшим отставанием следует «Ригла» (2,46 против 2,12%).
Самый большой рост показала сеть А5, которая увеличила долю на 0,52 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это произошло благодаря покупке «Мособлфармации» в июне нынешнего года. «В целом ситуация на рынке не поменялась, в основном мы наблюдаем развитие сетей», — говорит руководитель отдела анализа инфраструктуры рынка компании «Фармэксперт» Павел Расщупкин.
В рейтинг «Фармэксперта» впервые были включены объединения независимых игроков. Так, на седьмом месте с долей рынка 1,01% оказалась Ассоциация независимых аптек (АСНА, включены показатели аптек «Лекарная», «Сердечко», «Валерьянка», «Новавита», «Айболит» и «Московская аптека»). На девятом месте с долей 0,98% расположилось объединение United Marketing Group (UMG, включены показатели аптек «120 на 80», «Антей», «Артемида», «Соус», «Валета», «Горздрав», «Инфармация», «Максифарм», «Медснаб», «КЧР», «Нектар», «Столица-Медикл», «Фарматека», «Царева Аптека», A.V.E. и «Здоровье»).
Это аптечные сети ассоциативного типа, и производители воспринимают их как единые структуры, объясняет Павел Расщупкин. По его словам, такие объединения становятся все более заметны на российском рынке, который сейчас переживает сложную ситуацию. «Консолидация независимых аптек или аптечных сетей позволяет им противостоять внешним условиям», — поясняет эксперт.
В частности, UMG (создана А5, а после выхода этой сети объединилась вокруг A.V.E.) договаривается с производителями об общих маркетинговых и рекламных акциях, добивается общих условий у дистрибьюторов, объясняет гендиректор A.V.E. Владимир Кинцурашвили. АСНА, по его словам, больше ориентируется на общие закупки.
Без участия в таких объединениях региональным игрокам невозможно получить выгодные условия у дистрибьюторов и производителей, которым проще работать с крупными сетями, имеющими большую выручку и географический охват. Интерес небольших игроков очень заметен: например, после ухода из UMG в июне нынешнего года сети А5 в объединении осталось всего 100 аптек, а сейчас их уже больше 430. «До конца 2011 года в управлении UMG будет находится 700 аптек», — утверждает директор по маркетингу объединения Константин Тиунов.
Топ-10 российских аптечных сетей за девять месяцев 2011 г.
Место в рейтинге |
Сеть |
Головной офис |
Количество аптек на конец III кв. 2011 г. |
Доля на коммерческом рынке ЛС, % | |
I-III кв. 2011 г. |
I-III кв. 2010 г. | ||||
1 |
Аптеки «36,6» |
Москва |
996 |
2,51 |
2,40 |
2 |
«Ригла» |
Москва |
658 |
2,46 |
2,12 |
3 |
А5 Group (включая «Мособлфармацию» и «Социальные аптеки») |
Москва |
1281 |
2,08 |
1,56 |
4 |
«Фармакор»* |
С.-Петербург |
402 |
1,56 |
1,63 |
5 |
«Имплозия»* и ** |
Самара |
741 |
1,40 |
1,42 |
6 |
«Фармаимпекс» |
Ижевск |
277 |
1,21 |
0,98 |
7 |
АСНА |
Москва |
148 |
1,01 |
0,81 |
8 |
«Старый лекарь» (включая «03 Аптеки»)* |
Москва |
283 |
0,98 |
0,98 |
9 |
UMG |
Москва |
315 |
0,98 |
0,89 |
10 |
«Радуга» |
С.-Петербург |
487 |
0,87 |
0,92 |
Источник: «Фармэксперт»
*с учетом аптек, работающих по франчайзингу;
**экспертная оценка www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?