Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Тинькофф»: как изменился рынок доставки продуктов за последние три года
«Медиа Бизнес-секреты» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data исследовало как развивается рынок доставки на дом продуктов и предметов первой необходимости после пандемийного бума.
small smiles/shutterstock
Согласно исследованию, выяснилось, что с января 2020 года по апрель 2023 число клиентов e-grocery выросло в 13 раз. Кроме того, почти 40% от всех клиентов — покупателей рынка e-grocery — приходится на Москву и Московскую область.
Доля клиентов из регионов, заказывающих продукты онлайн, стабильно растет: на апрель 2023 года она достигла 46%, а с начала 2020 года по 2023 год средний чек снизился на 45% до 1 088 рублей. В среднем на начало 2023 года россиянин заказывает доставку продуктов 4 раза в месяц, тогда как в 2020 году заказывал 1,3 разаю Основной клиент e-grocery — женщина в возрасте от 20 до 39 лет, при этом, рынок e-grocery «молодеет»: доля клиентов в возрасте до 25 лет выросла с 16 до 32%.
За 2020 год число клиентов сервисов доставки выросло в 7 раз. С января 2020 года по апрель 2023 число клиентов e-grocery выросло в 13 раз. Стабильный рост наблюдался в течение всего указанного периода, за исключением весны и начала лета 2022 года, когда произошло уменьшение числа клиентов до 20% в пике. После этого база клиентов растет в среднем на 4% в месяц. Количество покупателей в 2023 году выросло на 6,5% по сравнению с 2022 годом.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли ( АКИТ ) в 2022 году обороты в продуктовой категории онлайн-заказов составили 659 млрд рублей.
Почти 40% от всех покупателей продуктов онлайн оформляют доставку в Москве и Московской области. Еще 15% — в Петербурге и Ленобласти. Рынок в Москве и Петербурге практически сформирован и внимание крупных игроков переключилось на регионы.
В 2022 году доля регионов по количеству клиентов растет, а к апрелю 2023 года она достигла 46%, из которых почти одинаковые доли у городов-миллионеров (без Москвы, Санкт-Петербурга и их областей) и остальной России. Россияне стали чаще заказывать продукты онлайн, этому способствовало и постепенное привыкание к формату таких покупок и активное проникновение игроков в регионы. Если в начале 2020 года в среднем клиенты совершали в месяц 1,3 транзакции, то в 1 квартале 2023 года это количество выросло до 4 в месяц.
В период пандемии 2020 года клиенты заказывали продукты редко и на крупные суммы, к весне 2023 года, в связи с увеличением доступности услуги, скорости доставки и количества покупок, средний чек снизился на 45%: с 2 188 рублей в январе 2020 года до 1 088 рублей в марте 2023 года.
Основной клиент e-grocery — женщина в возрасте от 20 до 39 лет. На этот возрастной сегмент приходится 83%, от всех покупателей, кто хотя бы раз в месяц оформляет доставку продуктов на дом. При этом e-grocery «молодеет»: доля покупателей до 25 лет выросла с 16 до 32%, а доля покупателей с 25 до 35 лет снижается.
Игроков рынка можно условно разделить на подсегменты: сверхбыстрая доставка (сервисы, специализирующиеся на быстрой доставке до 15 минут), массовая доставка (крупные ритейловые сети), немассовая доставка — небольшие и средние сети, в том числе, специализирующиеся на доставке премиальных и эко-продуктов. В зависимости от подсегмента меняется и ключевая аудитория. В сегменте массовой и немассовой доставки самая высокая доля 22–25% среди клиентов в возрасте от 30 до 34 лет. А вот в сегменте сверхбыстрой доставки большую долю в 28% занимают клиенты в возрасте от 20 до 24 лет.
«Яндекс Доставка» построит грузовую логистику для «Авито»
С начала 2023 года «Пятёрочка Доставка» запустилась еще в 190 городах и поселках РФ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?