Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 306
Поделиться
Терпение ФАС не бензиновое
ФАС
намерена распространить принципы закона "О торговле" на оборот нефтепродуктов. Служба предлагает законодательно запретить нефтекомпаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка, расширять свою сеть АЗС. Нефтяникам и сейчас приходится просить разрешение ФАС на приобретение новых заправок, но закрепление в законе порогового значения доминирования не позволит компаниям оспаривать отказы службы на согласование сделок, считают чиновники.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намеревается ввести ограничения на присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на региональных рынках нефтепродуктов. Служба считает, что пороговое значение присутствия не должно превышать 35% (исходя из объема выручки). Не допустить увеличения этой доли ФАС намерена двумя способами: отказывать компании в предоставлении земельных участков и законодательно ограничить возможность приобретения новых АЗС, объяснил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. "Мы хотим показать всем участникам, что заинтересованы в присутствии на каждом рынке не менее трех крупных игроков плюс независимые АЗС",— отмечает чиновник.
Доля рынка может рассчитываться в рамках субъектов федерации, но сейчас продолжаются обсуждения о возможности локализации товарных рынков в рамках муниципальных границ или основных трасс. Аналогичная дискуссия ведется и в рамках закона "О торговле", отмечает чиновник.
Доминирование в некоторых регионах помогает компаниям завышать цены на нефтепродукты в рознице, не раз заявляли чиновники. По данным службы, сейчас более чем в 50 субъектах федерации доля ВИНК на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50-60%. "Роснефть" доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ — в 11 регионах, третье место у "Сургутнефтегаза" (четыре региона), четвертое делят ТНК-ВР и "Газпром нефть" (по три). В 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки. Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции чиновники не намерены. "Если компания занимает более 35%, то, разумеется, мы не можем лишить ее имущественных прав",— говорит господин Голомолзин. В нефтяных компаниях, по сути, обсуждать предложения ФАС не захотели. В Минэкономики сообщили, что предложения ФАС пока не получали, и комментировать их отказались. Однако в министерстве отметили, что идею ограничения на выделение монополистам земельных участков под АЗС поддерживают.
Частично ограничения уже существуют, признает Анатолий Голомолзин — ведь компании уже сейчас должны согласовывать покупку АЗС с ФАС. Как отмечает старший юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский, при рассмотрении конкретной сделки из-за угрозы ограничения конкуренции у ФАС есть право выдавать предписания о передаче прав на имущество. И исполнение этого требования может являться условием согласования сделки. Но решения службы могут быть оспорены в суде, а если норма о пороговом значении присутствия закреплена в законе, то это облегчит правоприменительную практику, полагает чиновник.
Правила, предлагаемые службой, могут стимулировать компании менять принадлежащие им АЗС в регионе доминирования на станции конкурентов в регионах, где доминируют уже другие компании, уверен Анатолий Голомолзин. "Когда в Волгограде ЛУКОЙЛ пытался приобрести АЗС независимых компаний, мы отказали ему, но дали понять, что если бы он договорился с кем-то и обменялся, то есть продал свои заправки другой ВИНК и приобрел заправки этой ВИНК в другом регионе, где он не присутствует, то такое действие нами бы приветствовалось",— говорит он. Однако сами нефтяники отмечают, что вряд ли будут использовать такой механизм, поскольку это вызовет дополнительные затраты. Во-первых, придется проводить ребрендинг, во-вторых — заниматься техническим перевооружением станций, интегрированных в корпоративную структуру.
Ъ
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.