Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 656
Поделиться
Теория эволюции для мобильного ритейла в РФ
Недавно компания МТС опубликовала весьма интересное исследование рынка мобильного ритейла в России. В связи с этим хочется поговорить о том, какие на нем складываются тенденции и каким он может стать в ближайшем будущем.
Первая важная тенденция ― это слияние мобильного ритейла с операторами связи. Построение собственной сбытовой сети ― шаг по повышению рентабельности для мобильных операторов, а также направление для диверсификации бизнеса. Не секрет, что уровень проникновения мобильной связи в нашей стране составляет около 150%, то есть на душу населения приходится 1,5 SIM-карты. Аналогичный показатель для США составляет 96%, для ФРГ — 130%, для Великобритании — 124%, для Франции — 91,3%, для Бразилии — 110,51% , а для Китая — 67,1%. Я полагаю, что в дальнейшем рост числа договоров на услуги замедлится и будет носить замещающий характер по мере развития иных сопутствующих услуг, прежде всего доступа в Интернет.
Вторая тенденция ― рост на рынке доли смартфонов. Надо оговориться, что сам термин «смартфон» условен, и у него нет строгого определения, которое однозначно отличало бы его от «обычного» телефона. Как правило, смартфонами считаются устройства на платформах Symbian, BlackBerry OS, Windows Mobile, Android, Apple iOS.
Третья тенденция, сопутствующая второй, ― расширение ассортимента типичного магазина мобильной ритейловой сети. Как правило, это уже не только мобильные телефоны, но и небольшие ноутбуки, фотокамеры, навигаторы, различные аксессуары к ним.
Четвертая тенденция ― рост доли устройств, продаваемых под собственными брендами мобильных операторов, а также специальных тарифов для них. Эта практика уже достаточно давно используется мобильными операторами в Европе (Vodafone, Orange, T-Mobile), но лишь сравнительно недавно ее взяли на вооружение отечественные. Как правило, телефоны под собственными товарными марками предлагаются в комплекте со специальными тарифными планами, более выгодными, чем стандартные.
Рассмотрим эти тенденции поподробнее. В последние три года мобильные операторы активно наращивали объемы собственной розницы. И, к примеру, МТС добились существенных успехов на данном направлении: в 2008-2010 годах доля выручки от мобильного ритейла постоянно росла, опережая темпы роста выручки от традиционных услуг связи.
Видя подобную динамику, уместно предположить, что МТС может выиграть больше остальных операторов от эволюции мобильных устройств и постепенной замены «обычных» телефонов смартфонами. К тому же компания предлагает наибольший их ассортимент в своих салонах. Мегафон и Вымпелком выглядят отстающими по данному направлению, однако ситуация может резко измениться, если последний докупит долю в Евросети, консолидирует мобильного ритейлера на своем балансе и в перспективе преобразует в свою монобрендовую сеть.
Поквартальные темпы роста выручки от продаж мобильных устройств продолжают расти темпами, которые измеряются двузначными числами, а у Вымпелкома — и трехзначными. Это говорит о быстром наверстывании упущенного последним. Впрочем, можно сказать, что обозначилась тенденция к снижению темпов роста мобильной розницы у операторов.
Я предполагаю, что объем рынка мобильного ритейла в России продолжит расти во втором полугодии. Это произойдет, во-первых, в связи с выходом технологических новинок, во-вторых под влиянием сезонного фактора: продажи во втором полугодии всегда выше, чем в первом. В первую очередь это объясняется предновогодним покупательским бумом. Обычно такое превышение составляет около 20%. Если пользоваться оценкой МТС всего объема продаж мобильных устройств в первом полугодии в 76 млрд рублей, продажи во втором полугодии могут составить примерно 90-100 млрд рублей.
Исходя из текущих долей компаний, а также из показателей выручки от продаж мобильных устройств в первом квартале, в данном сегменте около 16-20% продаж могут прийтись на МТС, около 25-30% — на Вымпелком-Евросеть, если они будут объединены, и около 3-5% на Мегафон. Я считаю, что мобильный ритейл — неплохой дополнительный драйвер роста финансовых показателей в 2011 году.
Главным выигравшим от роста мобильного ритейла, если отбросить пока еще остающееся на уровне предположений слияние Вымпелкома и Евросети, должны стать МТС, так как компания имеет вторую после Евросети долю рынка и достаточно широкий ассортимент. Кроме того, следует помнить, что в выручку Евросети входят и продажи тарифных планов, и комиссии по платежам всех мобильных операторов. С возможной переориентацией сети лишь на бренд Билайн вполне вероятно снижение финансовых показателей Евросети.
Итак, какой потенциал роста есть у бумаг МТС? Сравнив МТС с отраслевыми аналогами из других стран по методике, описанной в статье про Вымпелком, я получил следующие результаты:
Таким образом, прогнозная стоимость акции МТС на конец 2011 года составляет 317,33 рубля, что предполагает потенциал роста 32,6%.
Илья Раченков
Инвесткафе
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?