Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Техрегламенты о безопасности продуктов, лекарств и стройматериалов должны появиться в РФ до 2010 года
До 2010 года в России должны появиться федеральные технические регламенты о безопасности продуктов, лекарств, зданий и стройматериалов.
Поставлена точка в затяжных спорах о дальнейшей судьбе реформы технического регулирования, о том, кому и как принимать, а затем утверждать технические регламенты: правительству - постановлениями или депутатам - законами.
1 мая президент России подписал поправки к Федеральному закону "О техническом регулировании", принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации в середине апреля. Документ устанавливает, что принятие технических регламентов может осуществляться как федеральными законами, так и постановлениями правительства. Сегодня "РГ" публикует этот документ.
Отдельным абзацем в законе прописан перечень из 17 приоритетных регламентов, которые в обязательном порядке должны появиться в России до 2010 года. Причем в виде федеральных законов. Речь, по сути, идет о появлении в стране первых ключевых технических законов, касающихся безопасности пищевых продуктов и их упаковки, зданий и сооружений, строительных материалов и электростанций, лифтов, лекарств, изделий медицинского назначения и многих других. Ответственность за подготовку техрегламентов и их внесение в парламент возлагается на правительство. Документ уточняет процедуры технического регулирования в отношении оборонной и ядерной продукции. Например, право определять обязательные требования к оборонному госзаказу предоставляется президенту России.
Напомним, что Закон "О техническом регулировании", принятый в 2002 году, предполагает отказ от применения около ста тысяч устаревших ГОСТов, СНиПов и других отраслевых стандартов, которые были приняты еще в годы советской власти. Но пока ими обязаны руководствоваться все производители в России. В нынешних условиях они не дают возможности не только развивать новые технологии, но даже легально поддерживать существующие производства. И потому должны быть заменены несколькими сотнями технических регламентов, регулирующих вопросы безопасности использования продукции и процессов ее производства. Впрочем, за три года действия закона в стране был принят только один технический регламент по выбросам вредных веществ автомобильным транспортом. Ведомства так и не смогли наладить механизм создания проектов техрегламентов. Как сказал в интервью "РГ" председатель комиссии по техническому регулированию, зампредседателя Госдумы Юрий Волков, это произошло не только из-за сложности самой реформы - "готовить технические законы надо было пачками". По его словам, проблема состояла и в том, что многие ведомства не стремились расставаться с набором разрешительных процедур, которые, как правило, происходят закулисно и небескорыстно.
С принятием поправок, как отмечают эксперты, такие злоупотребления будут урезаны. В частности, если технический регламент утверждается постановлением правительства, то не менее чем за 30 дней до обсуждения его проект в обязательном порядке должен быть направлен на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. (И без заключения экспертов не допускаться к рассмотрению на правительстве). Кроме того, проект постановления правительства о техническом регламенте должен быть загодя представлен на суд общественности, то есть опубликован на открытых сайтах в Интернете или в печатном издании Ростехрегулирования. Порядок публикации того или иного проекта постановления будет устанавливать само правительство.
Поправки в закон о техническом регулировании, утверждают эксперты, подстегнут чиновников чуть расторопнее готовить техрегламенты. До сих пор депутаты по 9 месяцев ждали отзывов на застрявшие в ведомственных кабинетах проекты. Отныне, если правительство "не отозвалось" в срок, депутаты могут голосовать за проекты "без разрешения".
Закон устанавливает также и более четкие права органов государственного контроля по немедленному реагированию на небезопасную продукцию. В частности, запрещает в процессе проверок дублировать полномочия разных ведомств. Более подробно прописывается процедура оплаты регламентов, разработка которых полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета. Уточнена сфера применения закона. Его действие теперь не распространяется на организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.
Устраняется пробел в процедуре определения участников национальной системы стандартизации. Ростехрегулирование перестает быть "монополистом" по регистрации декларации соответствия, а его полномочия могут быть возложены на любое федеральное ведомство, уполномоченное правительством.
В новой редакции закона, кстати, существенное место отводится механизму утверждения и дальнейшего действия национальных и международных стандартов. И те, и другие могут полностью или частично использоваться в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. За исключением случаев, если это невозможно либо из-за климатических и географических особенностей России, либо из-за технических и технологических особенностей. По данным Ростехрегулирования, в целом нынешний уровень соответствия российских стандартов мировым составляет примерно 35-40 процентов. Таким образом, у России нет иного выбора, кроме как адаптировать свое техническое законодательство к нормам, принятым в развитых странах.
Все эти и другие новшества помогут "разгрузить" техрегламенты от многочисленных технических описаний. В них будут содержаться только основные требования к безопасности продукции. А вся многочисленная конкретика уйдет в национальные стандарты, перечень которых правительство будет принимать в качестве исполнительной "подпитки" техрегламентов.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.