Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 3159
Поделиться
Татарстан: Ритейлер победил налоговиков
Суды встают на сторону торговых сетей в разбирательствах с налоговиками
Продуктовый ритейлер «Эдельвейс» из Татарстана сумел в суде отстоять свое право не платить налоги с украденных товаров. Арбитражный суд Республики Татарстан принял во внимание определение Конституционного суда, который в сентябре прошлого года постановил, что ритейлер для списания украденного в убытки, не облагаемые налогом на прибыль, может представлять в налоговую подтверждающие документы, не включая справку из ОВД о зарегистрированном факте кражи. С регистрацией краж в продуктовых магазинах у ритейлеров постоянно возникают проблемы: по закону кражи товаров на сумму менее 1 тыс. руб. уголовными преступлениями не считаются.
В последних числах января Арбитражный суд Республики Татарстан поддержал казанскую розничную сеть «Эдельвейс» в споре с налоговой службой в том, что ритейлер правомерно включил в состав убытков стоимость товаров, недостача которых была выявлена по результатам инвентаризации в 2009–2010 годах. В своем решении арбитраж отталкивался от вердикта Конституционного суда РФ в аналогичной истории компании Auchan.
Неизвестные потери, к которым относится украденный товар, – частый случай в работе магазинов самообслуживания. Чаще всего недостача товаров, в том числе в результате хищения, выявляется во время проведения инвентаризации. По данным розничных торговых компаний, ежегодные потери от похищенной из магазинов продукции равны примерно 1% от оборота.
Налоговый кодекс разрешает магазинам списывать кражи товара, совершенные невыявленными преступниками, в убытки, но для этого факт отсутствия виновного должен быть подтвержден уполномоченным органом государственной власти. В этот момент все ритейлеры сталкиваются с тем, что выполнить это требование практически невозможно.
«Налоговый кодекс не указывает, какой именно орган государственной власти и какой именно документ этого органа подтвердит факт отсутствия виновных лиц», – объясняет ведущий юрист налоговой практики юрфирмы Sameta Юлия Кузнецова. Минфин в свою очередь неоднократно разъяснял, что указанные документы могут исходить только от органов внутренних дел.
Для наличия признаков хищения необходимо, чтобы закупочная цена единицы похищенного превышала 1 тыс. руб., однако, как показывает практика, в абсолютном большинстве случаев стоимость единицы краденного в продуктовых магазинах значительно ниже. Г-жа Кузнецова говорит, что в таком случае недостача, выявленная при инвентаризации, вообще не может рассматриваться как преступление, а, вероятно, может являться несколькими административными правонарушениями.
В сентябре прошлого года ситуация для ритейлеров сдвинулась с мертвой точки благодаря заступничеству Конституционного суда, который указал, что постановление следователя о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица не является единственным документом, который может быть подтверждением права включения во внереализационные расходы убытков от хищений в торговом зале (см. РБК daily от 29.10.12). Тогда компания Auchan спорила с налоговиками из-за включения в состав убытков стоимости товаров на 350 млн руб., недостача которых была выявлена в 2003–2004 годах.
На это же определение в своем решении в споре сети «Эдельвейс» с ФНС ссылается и арбитраж Республики Татарстан. В ФНС предпочли не комментировать подобную практику суда до вынесения окончательного решения.
«Суды начали прислушиваться к позиции Конституционного суда. Возможно, это поможет магазинам, которые несут большие потери от краж в торговых залах и не могут учесть стоимость похищенных товаров в расходах», – говорит Юлия Кузнецова из Sameta.
Анна Левинская, РБК Daily
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?