Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Ташир» построит торговый центр без партнеров
Китайские инвесторы оказались не в рынке
Китайским инвесторам пока не удаются проекты в российском девелопменте: вслед за Shandong Tiantai Construction, которая вышла из партнерства с компанией «Мортон», не сложилось сотрудничество корпорации «Шифэн» с группой «Ташир» Самвела Карапетяна. Изначально предполагалось, что стороны вместе могут построить на МКАД рынок для продажи товаров из Китая.
Строительство торгового комплекса «Москва—Иу» (Иу — город в 300 км от Шанхая) площадью 100 тыс. кв. м на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД было анонсировано осенью 2011 года. Предполагалось, что это будет крытый рынок для продажи китайских товаров. Тогда источники “Ъ” утверждали, что собственник проекта, группа «Ташир» Самвела Карапетяна, предоставляет землю и строительные мощности, а организацию торговли берет на себя китайская «Шифэн». Планировалось, что у «Ташира» будет 75% проекта, у китайцев — 25%.
У «Ташира» нет китайских партнеров в проекте строительства комплекса на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД, группа строит комплекс оптовой торговли самостоятельно, сообщила “Ъ” представитель «Ташира» Марина Гаазе. По ее словам, торговый комплекс получит название «Бухта» и будет предназначен для производителей текстиля и продуктов из разных стран.
В ООО «Москва—Иу», учрежденном китайскими госкомпаниями, подтвердили, что не участвуют в проекте. «Пока нет соответствующего решения»,— сообщили в компании, переадресовав дополнительные вопросы к «Таширу».
Крупнейшим девелоперским проектом, реализованным китайцами в столичном регионе, является торгово-выставочный комплекс Greenwood площадью 130 тыс. кв. м, построенный около Красногорска корпорацией «Чэнтун». Инвестиции в строительство составили $350 млн. Более крупный проект — по строительству китайского делового центра «Парк Хуамин» площадью 200 тыс. кв. м возле станции метро «Ботанический сад» и стоимостью $700 млн — стартовал еще в 2004 году, но сейчас заморожен. А в минувшем марте стало известно, что китайских партнеров лишилась группа «Мортон», один из ключевых застройщиков Новой Москвы: китайская Shandong Tiantai Construction обещала инвестировать около $100 млн в строительство жилья в Балашихе и Лобне на площадках «Мортона», но партнерство не сложилось.
Китайцы охотно соглашаются участвовать в проектах в Москве, но, по словам ответственного секретаря Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергея Санакоева, «уровень инвестиционного взаимодействия между странами недостаточен». Тем не менее господин Санакоев верит, что «Парк Хуамин» в итоге будет закончен. По его мнению, укреплению инвестиционного сотрудничества будет способствовать недавний визит нового президента КНР Си Цзиньпина в Москву. «Приоритетным регионом присутствия китайские партнеры видят Москву, где им интересна торговля»,— поясняет он.
Сейчас для размещения бизнеса китайских торговцев функционируют рынки «Южные ворота» и «Дубровка». Рядом с поселком Коммунарка строится торгово-логистический центр «Лотос-Сити», общая площадь которого составит 1,5 млн кв. м. Первая очередь должна быть сдана к лету; из 20 тыс. торговых мест 500 получат китайские торговцы из Гуандуна.
Спрос на мелкооптовые комплексы есть и со стороны девелоперов, констатирует руководитель направления консалтинга в сфере торговых площадей Jones Lang Lasalle Антон Коротаев. В отличие от крупноформатных торговых объектов, объекты рыночного типа окупаются почти в два раза быстрее — в течение трех лет или меньше, поясняет эксперт. По его словам, затраты на строительство таких комплексов составляют около $1 тыс. за 1 кв. м против $2 тыс. за 1 кв. м для стандартных торговых центров, а ставки аренды выше, так как помещения сдаются в мелкой нарезке и нет якорных арендаторов.
Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.