Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Ташир» построит огромный комплекс в иннограде
Самвел Карапетян поторгует в Сколково
Мэрия Москвы возвращается к большим стройкам. Чиновники разрешили группе «Ташир» Самвела Карапетяна построить свыше 400 тыс. кв. м коммерческой и жилой недвижимости на территории иннограда Сколково. Этот крупный проект обойдется девелоперу в $500 млн.
Градостроительно-земельная комиссия Москвы, возглавляемая Сергеем Собяниным, утвердила градостроительный план застройки 26,8 га в Марфино в границах иннограда Сколково. Здесь появится многофункциональный центр общей площадью 417 тыс. кв. м, следует из материалов Москомстройинвеста. В ведомстве сообщили, что инвестором проекта выступает ООО «Юнион групп». По данным «СПАРК-Интерфакс», компанией в равных долях владеют ООО «Прогресс» (владельцы Сюзанна и Нарине Мхоян), ООО «Манор» (Карина Мкоян, ранее контролировалось ООО «Ташир-Инвест»), ООО «Конкордат» (Лала Сукисян и Вардитер Инджигулян) и ООО «Арег» (Карен Абаджан). Представитель «Ташира» Зара Аджемян подтвердила “Ъ”, что группа является собственником участка. «Проект будет реализован в 2018 году. В рамках первой очереди планируется построить 250 тыс. кв. м жилья с необходимой социальной инфраструктурой. На втором этапе – торговые и офисные помещения площадью 159 тыс. кв. м»,– уточнила она. Общий объем инвестиций в строительство комплекса старший консультант отдела рынков капитала CBRE Эльдар Асадуллаев оценивает в $500,4 млн из расчета $1,2 тыс. за 1 кв. м.
Участок «Ташира» в Сколково расположен на внешней стороне МКАД на пересечении со Сколковским шоссе и выходит на проезжую часть. Все опрошенные “Ъ” консультанты считают расположение неудачным для комплексного проекта. «Неудобный подъезд»,– уточняет господин Асадуллаев. Кроме того, в Сколково высокая конкуренция. « Торговый центр строится на въезде в Одинцово, там же будет торгцентр “Леденцово парк”, аналогичный проект есть у группы “Бин” (семьи Гуцериевых.– “Ъ”), которая строит также транспортный терминал и торговые площади»,– перечисляет старший директор отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Илья Кузнецов. В офисном сегменте «Таширу» придется конкурировать с проектом «Сколково-парк для бизнеса» (88 тыс. кв. м) Millhouse Романа Абрамовича и непосредственно с технопарком «Сколково» (23 тыс. кв. м). По словам Ильи Кузнецова, если бы офисы появились прямо сейчас, то, скорее всего, долго стояли бы пустыми, так как спрос на помещения за МКАД очень низкий. По его оценке, возможная стоимость офисов по окончании строительства и двух лет работы с учетом существующих цен будет ненамного больше суммы инвестиций. «Например, офисы займут 50 тыс. кв. м, затраты на стройку составят около $97 млн. Когда здание будет готово, сдано арендаторам и проработает два года, оно будет стоить $100 млн»,– подсчитал господин Кузнецов, отметив, что в данном случае не учитывается стоимость земли и коммуникаций.
Конкуренция в сегменте жилья еще выше. Гендиректор «Метриум групп» Мария Литинецкая говорит, что в Сколково сейчас открыты первичные продажи в семи комплексах. «Спрос на квартиры стабильный, но не повышенный, ажиотаж вокруг инновационного центра поутих»,– отмечает она. Средняя цена в новостройках в Сколково варьируется от 90 тыс. до 350 тыс. руб., что соответствует $2,3–9 тыс. за 1 кв. м.
Для столичного рынка одобрение такого объема застройки служит сигналом, что мэрия Москвы постепенно возвращается к масштабной застройке: такие проекты были приостановлены осенью 2010 года, когда мэром столицы стал Сергей Собянин. Проект «Ташира» не первая крупная стройка, на которую согласились городские власти, но она среди немногих проектов, расположенных вне границ промзон – их Москва стала активно осваивать с прошлого года. Так, в 2013 году идет поэтапная разработка территории ЗИЛа, где на площади более 63 га планируется построить около 1,5 млн кв. м недвижимости. На очереди промзоны «Грайвороново» (80 га), «Южный порт» (90 га) и другие.
Екатерина Геращенко. Александра Мерцалова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.