Декоративное изображение
2 758

Поделиться

Тамбовские власти "приговорили" ларьки и киоски к выселению из города

Торговые киоски ждет незавидная судьба игорных заведений, с которыми в этом году власти с благословения горожан благополучно распрощались. Такой вывод можно сделать по результатам совещания в мэрии, посвященном судьбе временных павильонов.

Киоски, ларьки, павильоны или "комки", как их называли на заре рыночной экономики, в свое время стали символами свободы торговли. По городам и весям они буквально росли как грибы после дождя, осваивая квадратные метры городских территорий. Первые предприниматели сколачивали на ларьках первоначальный капитал, а у населения появлялась возможность приобретать товары первой необходимости, что называется, в шаговой доступности.

Сейчас в Тамбове работают 520 торговых ларьков и павильонов, большую часть которых власти отнесли к разряду временных сооружений. То есть построены они без фундамента, к ним не подведены ни водопровод, ни канализация, что уже дает основания для их закрытия. Продают в них в основном товары, не требующих каких-либо особых условий хранения, а "живыми" продуктами горожане обеспечивают себя прежде всего в магазинах. Таким образом, делают вывод городские власти, "социальную функцию торговые киоски утратили", поэтому этот сектор малого бизнеса подлежит "очистке".

Вывод об "утрате функций" сомнителен. По этой логике наличие бузины в огороде доказывает обязательное существование в Киеве дядьки. Купить пачку сигарет, зажигалку, бутылку воды или упаковку сока проще в киоске, нежели идти за этой мелочью в супермаркет. В этом-то как раз и заключается социальное назначение киосков - товар в нем приобретается, как говорится, на ходу.

Правда, глава администрации Тамбова Максим Косенков пояснил, что речь идет о судьбе именно временных торговых сооружений. Стационарные павильоны, где есть возможности соблюсти необходимые санитарные нормы, трогать не будут. Разумеется, в этой связи власти вспомнили и об архитектурном облике города, об эстетике и прочих неэкономических категориях. Но когда они давали разрешения на точечные застройки города капитальными зданиями, то об архитектурном облике почему-то не вспоминали…

Неказистые киоски исчезли с городских улиц и площадей Тамбова давно, а к внешнему виду оставшихся власти предъявляют довольно строгие требования, поэтому дело, скорее всего, не в эстетике, а в экономике. Сетевые магазины и супермаркеты, например, вытесняют магазины-одиночки, и процесс этот продолжается. Теперь, как полагают местные наблюдатели, настал черед сетевых киосков, владельцы которых с использованием административного ресурса намерены убрать конкурентов, как "утративших социальную функцию".

Власти города обещают позаботиться, чтобы владельцам "обреченных" киосков был причинен минимальный ущерб. Для этого в Тамбове создается рабочая группа, которая намерена детально изучить ситуацию, чтобы затем предложить варианты "зачистки". Кому-то из предпринимателей настоятельно порекомендуют перебраться в другое место, другим предложат заняться торговлей газетами, цветами, а наиболее удачливым создадут преференции для открытия собственного магазина.

Пресс-служба администрации города для проведения операции по ликвидации исподволь готовит общественное мнение. Горожанам объясняют, что киоски "зачастую работают с нарушением требований санитарного и трудового законодательства", что "продукты здесь реализуются сомнительного качества, а продавцы лишены даже возможности вымыть руки", что "ларьки с любой точки зрения плохо вписываются в современный образ города".

Но главный "грех" владельцев киосков, с точки зрения мэрии, - торговля пивом. Как сообщили в администрации города, проверками установлено, что пиво и другие спиртосодержащие напитки подросткам продают в каждой четвертой торговой точке Тамбова. В первую очередь это касается киосков, но и крупные магазины нередко допускают подобные нарушения. Ревизоры проверили 52 местных предприятия и в 28 из них обнаружили нарушения правил торговли. Но и этот аргумент, похоже, ударит только по тем, кто меньше защищен.

Любовь Ильина, председатель комитета потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства администрации Тамбова: - О поголовном сносе киосков, которые значатся как временные сооружения, речь пока не идет, хотя законные основания для их закрытия есть. Но администрация города пока заявила лишь о своих намерениях. Предстоит еще инвентаризация торговых точек, оценка их, так сказать, морального облика. Сейчас мы, главным образом, следим за соблюдениями правил торговли, наказываем за продажу пива и сигарет несовершеннолетним. Думаю, пристальное внимание следует уделить охране труда продавцов, особенно в киосках, где девушки работают круглосуточно. У нас не юг, сидеть зимой в продуваемом киоске с одним электрообогревателем - это значит губить свое здоровье, здоровье их будущих детей.

Тамара Богданова, бухгалтер частного предприятия: - Киоски предназначены для быстрого обслуживания покупателей, набор товаров в них достаточно традиционен: соки, прохладительные напитки, сигареты, сладости, пиво. В них не торгуют мясными и молочными изделиями, для этого существуют магазины с их богатым ассортиментом. Но не всякий пойдет в супермаркет купить, скажем, упаковку сока для ребенка, его вполне устраивает киоск на автобусной остановке. Да, у нас торгуют пивом, и будут торговать, законом это не запрещено. Но пиво составляет всего 30 процентов оборота, и если вдруг нам запретят им торговать, то мы не прогорим. Следует также учесть, что на каждом киоске завязано несколько рабочих мест: два-три продавца, бухгалтер, дворник, владелец киоска. Не берусь говорить о других, но у нас все работают по договорам, продавцы имеют медицинские книжки, мы отчисляем платежи в пенсионный фонд, платим за электроэнергию, за землю, за вывоз мусора. Закроют торговые точки вроде нашей - три тысячи человек лишатся заработка. Кроме того, круглосуточный киоск - это своего рода опорный пункт милиции. Продавцы нередко являются единственными свидетелями ночных преступлений и, бывает, выступают свидетелями в судах.

РГ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами