Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 760
Поделиться
Табачные корпорации помогли русской водке
Транснациональные производители сигарет сумели сломить сопротивление армянских алкогольных и табачных лоббистов, добившись через Национальное собрание Армении отмены налоговых преференций для местных производителей. В ближайшее время президент страны Серж Саргсян должен подписать указ о внесении поправок в закон «Об акцизном налоге», в ускоренном режиме принятых национальным парламентом 7 октября. Поправки предполагают уравнивание акцизных ставок для армянских и иностранных компаний к 2014 году.
Несмотря на скромные размеры и не самую большую численность населения, Армения всегда была привлекательной территорией для представителей табачного бизнеса. По статистике ВОЗ, страна является самой курящей в Европе — там курят 67,5% взрослых мужчин. В 2009 году армяне совокупно выкурили свыше 2,8 млрд сигарет.
С 2000 года акцизные ставки для импортеров табака и местных производителей в Армении были различными, несмотря на то что подобная практика противоречила положениям как ВТО, в которую Армения вошла в 2002 году, так и договора о свободной торговле, подписанного в том числе и с Россией. В 2008 году армянский парламент одобрил еще большее расширение вилки акцизных ставок для местных и иностранных производителей, которая в итоге достигла в 2009 году 36,8% (399 и 545 руб. за 1 тыс. штук соответственно). Такая же практика была введена и на рынке алкогольных напитков: ставка акциза для импортеров выросла сразу на 100%. Принятые решения объяснялись стремлением поддержать местных производителей в условиях финансового кризиса.
По мнению главного редактора отраслевого агентства «Русский табак» Максима Королева, лоббировать ужесточение акцизной политики в отношении импортеров сигарет мог владелец крупнейшей армянской табачной компании International Masis Tabak Микаэл Варданян, депутат Национального собрания Армении. По итогам 2009 года импорт сигарет в страну сократился на 30% в натуральном выражении, при этом производство армянских сигарет выросло на 17%, а доля рынка местных производителей увеличилась с 45 до 57%.
Решение о выравнивании ставок акцизов до 2014 года было принято армянским парламентом после того, как вступившая в ВТО Украина инициировала создание специальной комиссии для решения «армянского вопроса». В числе полномочий подобной комиссии есть и принятие санкций в отношении страны, не выполняющей международные соглашения в рамках ВТО. Поводом для подобных действий на государственном уровне стала жалоба, поступившая в правительство Украины от отраслевого союза «Укртабак».
«Я не сомневаюсь, что решение о выравнивании ставок акцизов на табачные изделия в Армении продавили транснациональные корпорации, воспользовавшись инструментами ВТО», — заявил г-н Королев. Тем не менее представители табачных компаний, подтверждая свою заинтересованность в армянском рынке, отрицают свою роль в решении спорного вопроса.
«Вопрос об акцизной политике в Армении стоит куда шире простого стремления табачных компаний создать равные условия для всех участников рынка, — уверен директор по корпоративным вопросам JTI Export Markets Александр Авазашвили. — Говорить о том, что табачные компании инициировали подобное решение, было бы некорректным, ведь дискриминационная акцизная политика в Армении затрагивала также и импортеров алкоголя и пива». По словам г-на Авазашвили, в JTI позитивно расценивают шаг Армении на пути выравнивания акцизных ставок, но при этом представитель компании отметил, что в идеале темпы сближения акцизных ставок «могли бы быть и поагрессивнее».
В российском торгпредстве в Ереване довольны решением армянского парламента. «Мы тоже предпринимали действия, направленные на защиту российских производителей, однако в отличие от Украины мы не могли воспользоваться механизмами ВТО, — заявили в торгпредстве. —
Алкоголь
и сигареты — это не главные статьи российского экспорта на армянском рынке».
«Можно только поприветствовать желание правительства Армении сделать рынок страны доступным для зарубежных производителей, — отмечает руководитель пресс-службы «Росспиртпрома» Александр Коровка. — К сожалению, такой открытости не хватает Азербайджану и Узбекистану, где из-за высоких пошлин товары из России становятся непомерно дорогими для потребителя».
RBC daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?