Декоративное изображение
1 246

Поделиться

«Т-Банк»: в 2024 году обороты супермаркетов выросли на 14%

«Т-Бизнес» в рамках аналитического проекта T-Data оценил результаты предпринимательской активности в физических точках продаж за 2024 год. Эксперты проанализировали изменения числа покупок, среднего чека и оборота бизнеса, а также оценили влияние сезонных факторов, региональных различий и дополнительных способов приема платежей на динамику продаж.

Dean Drobot/Shutterstock/Fotodom

Dean Drobot/Shutterstock/Fotodom

Расчеты проводились на обезличенных данных о транзакциях почти 48 млн клиентов — физических лиц и оборотах бизнес-клиентов Т-Банка. Исследование охватило 24 категории бизнеса в офлайне, включая автоуслуги, супермаркеты, общепит, цветочные магазины и ювелирные изделия.

Основные выводы:

● На 11% выросли обороты розничных торговых точек в 2024 году в сравнении с 2023 годом. Количество покупок при этом увеличилось на 5%.

● 56% от общего количества покупок и 40% всего оборота в розничных точках продаж в 2024 году пришлось на супермаркеты. В 2024 году обороты супермаркетов выросли на 14% в сравнении с 2023 годом, а количество покупок — на 5%.

● 19% от общего количества покупок и 15% всего оборота в офлайн-рознице в 2024 году пришлось на заведения общественного питания. В 2024 году россияне совершили на 3% больше покупок, чем в 2023 году, а обороты бизнеса за этот же период выросли на 12%.

● Наибольший рост оборотов предпринимателей в 2024 году в сравнении с 2023 годом отмечен в стоматологиях (+26%), сфере автоуслуг (+24%), кинотеатрах (+23%), в магазинах цветов (+22%) и ювелирных изделий (+21%).

● 6 из 10 предпринимателей на конец 2024 года использовали два и более способа приема платежей в точках продаж: терминалы, QR-код через СБП, приложение для смартфона Pay to phone. Больше всего предпринимателей, работающих с несколькими способами оплаты, встречалось среди владельцев баров и питейных заведений (84%), цветочных (76%) и продуктовых (72%) магазинов.

Обороты физических магазинов растут год к году

В 2024 году в сравнении с годом ранее обороты предпринимателей, торгующих в физических точках продаж, выросли на 11%. Число покупок в магазинах увеличилось на 5%.

Источник: «Т-Бизнес»

Источник: «Т-Бизнес»

Супермаркеты и общепит занимают наибольшую долю по числу покупок и оборотов бизнеса на рынке офлайн-розницы

В 2024 году сферы продовольственной розницы и общественного питания занимали более половины от оборотов всей розничной торговли в физических точках продаж — 40 и 15% соответственно. По числу покупок на эти сегменты приходится 75% от всех покупок в розничных магазинах — этот показатель уменьшился на 4 п. п. в сравнении с 2023 годом.

В 2024 году обороты супермаркетов выросли на 14% в сравнении с 2023 годом, а количество покупок — на 5%. При этом 27% всех покупок в супермаркетах пришлось на летние месяцы, а оборот продуктовых магазинов в декабре был на 17% выше, чем в среднем за год. Средний чек увеличился на 8% — с 447 до 483 ₽ год к году.

Лидерами покупательского спроса в продуктовой рознице оказались Республика Адыгея, Липецкая и Тульская области — в этих регионах число транзакций в супермаркетах год к году выросло на 13, 11 и 11% соответственно. Наибольший рост оборотов отмечен в Республике Адыгея (+22%), Курской (+22%) области и Республике Алтай (+21%). Средний чек сильнее вырос:

1. В Республике Алтай — +14% (с 396 до 452 ₽).

2. Забайкальском крае — +13% (с 455 до 513 ₽).

3. Белгородской области — +13% (с 407 до 459 ₽).

Источник: «Т-Бизнес»

Источник: «Т-Бизнес»

Положительная динамика отмечается у заведений общественного питания. В 2024 году россияне совершили на 3% больше покупок, чем в 2023 году, а обороты бизнеса за этот же период выросли на 12%. При этом 29% всех покупок и 28% всего оборота в категории пришлись на летние месяцы. За год средний чек в заведениях общепита увеличился на 9% — с 469 до 510 ₽.

Среди регионов сильнее всего число транзакций в общепите выросло в Республиках Калмыкия (+21%) и Адыгея (+17%), а также в Ленинградской области (+16%). Наибольший рост оборотов произошел также у владельцев заведений из Калмыкии (+37%), Адыгеи (+27%) и Кабардино-Балкарии (+25%). Пиковый рост среднего чека отмечен:

1. В Республике Калмыкия — +14% (с 495 до 562 ₽).

2. Республике Татарстан — +13% (с 390 до 440 ₽).

3. Кабардино-Балкарской Республике — +13% (с 588 до 663 ₽).

Источник: «Т-Бизнес»

Источник: «Т-Бизнес»

Лидеры розничного бизнеса в офлайне по росту оборотов

По итогам 2024 года в сравнении с годом ранее в топ-5 лидеров по наибольшему росту оборотов розничного бизнеса в офлайне вошли категории:

1. Стоматология.

2. Автоуслуги.

3. Кинотеатры.

4. Цветы.

5. Ювелирные изделия.

Источник: «Т-Бизнес»

Источник: «Т-Бизнес»

Обороты стоматологий в 2024 году в сравнении с годом ранее выросли на 26%. Среди регионов по росту оборотов лидируют Брянская (+54%), Смоленская (+53%) и Пензенская (+51%) области. Число транзакций увеличилось на 15% год к году. Наибольший покупательский спрос на стоматологию по количеству покупок отмечен в Республике Калмыкия (+54%), Ульяновской области (+50%) и Пермском крае (+45%). Средний чек в стоматологиях в целом по стране увеличился на 10% год к году — с 7 012 до 7 969 ₽. Наибольший рост чека отмечен:

1. В Костромской области — +28% (с 4 119 до 5 257 ₽).

2. Еврейской автономной области — +26% (с 5 025 до 6 339 ₽).

3. Калининградской области — +24% (с 6 083 до 7 525 ₽).

В сравнении с 2023 годом обороты бизнеса в категории автоуслуг в 2024 году выросли на 24%. Особенно сильно этот показатель увеличился в Республике Калмыкия (+43%), Тамбовской (+42%) и Тульской (+40%) областях. Число покупок в категории выросло на 19%. При этом пик спроса отмечен в Липецкой области (+54%), Республике Алтай (+36%) и Саратовской области (+34%). В целом по стране 37% от всех покупок и 36% от всего оборота в категории пришлись на март — апрель и октябрь — ноябрь: это месяцы, когда автовладельцы традиционно готовят автомобили к летнему и зимнему сезонам.

В марте -апреле спрос на автоуслуги был в среднем на 15% выше, чем в среднем за год, а обороты бизнеса — на 5%. Средний чек в категории вырос незначительно — на 4% (с 2 038 до 2 126 ₽). Пик роста среднего чека в сегменте автоуслуг пришелся на октябрь 2024 года и составил 2 485 ₽. Сильнее всего средний чек вырос:

1. В Орловской области — +24% (с 1 361 до 1690 ₽).

2. Тамбовской области — +19% (с 1 410 до 1 671 ₽).

3. Ульяновской области — +17% (с 1 773 до 2 081 ₽).

Обороты кинотеатров за прошедший год увеличились на 23%. Сильнее всего этот показатель вырос в Краснодарском крае (+75%), Республике Удмуртия (+56%) и Кировской области (+53%). Число покупок билетов в кино в 2024 году в сравнении с предыдущим годом увеличилось на 7%. Наибольший рост числа покупок также отмечен на Кубани (+51%), в Свердловской области (+32%) и Красноярском крае (+30%). При этом 14% всех покупок и 15% всего оборота в кинотеатрах пришлись на декабрь 2024 года.

В целом по стране средний чек в кинотеатрах увеличился на 15% — с 676 до 777 ₽. Особенно сильно средний чек в кино вырос:

1. В Костромской области — +26% (с 592 до 748 ₽).

2. Чувашской Республике — +24% (с 467 до 579 ₽).

3. Республике Алтай — +23% (с 701 до 858 ₽).

По итогам 2024 года в сравнении с 2023 годом обороты цветочных магазинов в офлайне выросли на 22%. Среди регионов по обороту бизнеса в категории лидируют Республика Калмыкия (+51%), Сахалинская и Ростовская области (по 44%). Число покупок в целом по стране в этот же период выросло всего на 3%. Намного чаще цветы покупали в Сахалинской, Ростовской и Астраханской областях — в этих регионах число покупок год к году увеличилось на 19, 17 и 16% соответственно. В 2024 году 31% от всех покупок в цветочных магазинах и 33% от всего оборота в категории пришлись на март, сентябрь и ноябрь. При этом 13% всех покупок и 15% оборотов в категории приходятся на март.

Средний чек в цветочных магазинах увеличился на 18% — с 1 467 до 1 727 ₽. Лидерами по росту этого показатели в регионах стали:

1. Республика Калмыкия — +32% (с 1 319 до 1 740 ₽).

2. Тверская область — +26% (с 1 180 до 1 485 ₽).

3. Оренбургская область — +24% (с 1 326 до 1 647 ₽).

За прошедший год в сравнении с 2023 годом заметно выросли обороты ювелирных магазинов — на 21%. В регионах лидерами по этому показателю стали Оренбургская область (+43%), Республика Марий Эл (+38%), Амурская область (+35%). Но число покупок в категории за год увеличилось всего на 1%. Тем не менее наивысший потребительский спрос на ювелирные изделия отмечен в Иркутской области, Республике Марий Эл и Томской области — в этих регионах количество покупок выросло на 22, 18 и 14% соответственно. При этом по 24% всех покупок и оборота бизнеса в ювелирных магазинах пришлись на декабрь и март 2024 года. Спрос в ювелирных магазинах в декабре 2024 года был на 62% выше, а обороты бизнеса — на 80% больше, чем в среднем за год.

Средний чек в ювелирных магазинах в целом по стране увеличился сильнее всех в сравнении с другими категориями бизнеса в офлайн-рознице — на 19% (с 6 453 до 7 692 ₽). В регионах лидеры по этому показателю:

1. Тульская область — +30% (с 6 094 до 7 894 ₽).

2. Оренбургская область — +28% (с 5 867 до 7 519 ₽).

3. Брянская область — +28% (с 5 879 до 7 524 ₽).

Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Интервью
Декоративное изображение

Зачем маркетплейсы сотрудничают с белыми хакерами: опыт Wildberries и Ozon

Программы багбаунти позволяют привлечь неограниченное число багхантеров, которые за вознаграждение будут непрерывно искать уязвимости в системах бизнеса.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами