Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Связной» откусил от Apple
Ритейлер будет продавать iPhone без посредников
У корпорации Apple вновь будет три прямых продавца iPhone в России. Помимо «Вымпелкома» и МТС такое право получила и сеть салонов связи «Связной». На рынке считают, что к этому шагу Apple подтолкнуло признание Федеральной антимонопольной службой двух операторов связи виновными в ценовом сговоре при реализации iPhone 4.
О том, что ритейлер заключил с Apple прямой договор поставки, “Ъ” рассказал гендиректор группы «Связной» Денис Людковский. «Основная идея нашего сотрудничества с Apple – не заработать большую маржу на iPhone, которая, кстати, одна из самых невысоких на рынке, а получить возможность привлечения клиентов к сопутствующим аксессуарам, сервисам и тарифным предложениям, а также к экосистеме Apple – контенту AppStore»,– пояснил топ-менеджер (подробнее см. интервью на стр. 14). Первая партия iPhone по этому контракту поступит в Россию уже на этой неделе, а iPhone 5 ожидается в конце года, говорит источник “Ъ” на рынке сотовой розницы. Представитель Apple в России отказался комментировать «слухи и спекуляции на данную тему».
«Связной» действительно будет закупать iPhone без посредников и продавать его в статусе Premium Reseller в розницу, уточняет источник в «Вымпелкоме». По его словам, оптовые продажи по-прежнему остаются за МТС и «Вымпелкомом».
Продажи iPhone в России начались осенью 2008 года, дистрибуторами стали все представители «большой тройки», у которых розничные сети оптом закупали устройства. За год операторы продали лишь 300 тыс. устройств, что было существенно меньше, чем они обещали по контракту.
Так, МТС в своей отчетности сообщает, что тогда договорилась продать 1,5 млн iPhone за три года, но к концу 2011 года выполнила лишь 28,6% плана, заплатив Apple к тому моменту $289 млн. Теперь МТС не исключает возможных штрафов со стороны Apple, которые, впрочем, пока не объявлены. Срок контракта МТС с Apple истек 31 марта 2012 года, и как сообщал оператор в своем последнем годовом отчете, он надеется его продлить.
«Вымпелком», который закупил 1,5 млн iPhone, но не реализовал устройства в срок, в марте 2011 года обязался распродать остаток в 958 тыс. iPhone до 31 марта 2013 года. Несмотря на жесткие условия договора, прямой контракт с Apple приносит сотовому оператору прибыль, следует из годового отчета «Вымпелкома». «МегаФон» в 2008 году договорился с Apple продать 1 млн iPhone за два года, но из-за существенного сокращения спроса во время кризиса также не успел все продать в срок и не исключает санкций со стороны производителя устройств. Сейчас в салонах «МегаФона», как уточняют в пресс-службе оператора, продукция Apple не представлена.
Apple, как правило, занимается дистрибуцией мобильных телефонов через операторов мобильной связи, причем даже в тех странах, где такие операторы не играют заметной роли в дистрибуции и розничной продаже мобильных телефонов, напоминает аналитик IDC Саймон Бейкер. Во всем мире исключение сделано только для двух ритейлеров – для британского Carphone Warehouse, а теперь и для «Связного», доволен Денис Людковский. Наличие контракта Apple с ритейлером должно привести к увеличению объема поставок, а также способствовать снижению цен в связи с сокращением числа посредников в цепочке продаж, полагает Саймон Бейкер.
На рынке уже несколько месяцев ждали появления третьего дистрибутора iPhone, ранее рассказывали в «Вымпелкоме». Собеседник “Ъ” в сотовой рознице говорит, что Apple приняла решение расширить число прямых продавцов после того, как «Вымпелком» и МТС минувшей весной были признаны Федеральной антимонопольной службой виновными в согласовании цен на iPhone 4. Впоследствии «Вымпелком» заплатила 18 млн руб. штрафа за ценовой сговор, а МТС – 16 млн руб.
Сотрудник «Вымпелкома» беспокоится, что контракт со «Связным» негативно скажется на продажах iPhone двумя другими дистрибуторами – «Вымпелкомом» и МТС. Apple заключает со всеми дистриубторами контракты на поставку определенного количество устройств, возражает менеджер оператора «большой тройки». «Контракт со “Связным” означает, что поставки в Россию увеличатся на эту сумму»,– поясняет он.
«Что с Apple ни делай, пока он приходит в Россию не вовремя и стоит дорого, покупать его будут мало»,– передал через пресс-службу президент «Евросети» Александр Малис. По данным «Евросети», в сентябре доля Apple на российском рынке смартфонов составляла 2,9%, что меньше, чем, к примеру, у Fly – 4,4%. Кроме того, порядка 50% новинок iPhone поступают в Россию в обход официальных каналов, напоминает господин Малис.
Владислав Новый, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?