Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Свободных торговых площадей в Москве стало вдвое меньше
Объемы вакантных торговых площадей в столице сокращаются. Арендаторы возвращаются. Но значит ли это, что кризис отступил? По данным консалтинговой компании RRG, в марте в Москве экспонировалось 499 торговых объектов общей площадью 198 тыс.кв. метров, из них 79 объектов – внутри Садового Кольца и 420 объектов – за его пределами.
По данным компании, в пределах Садового Кольца объем предложения оказался на 44% меньше, чем за год до этого. А за пределами Садового Кольца по сравнению с мартом 2009 года предлагалось на 46% меньше торговых площадей.
То есть даже в сравнении с докризисным мартом 2008 года объем предложения по всем торговым объектам снизился на 17%.
"Если сравнивать с данными марта прошлого года, то уровень вакантных площадей снизился почти вдвое", - отмечают аналитики RRG.
В отчете компании отмечается, что существенно более низкий, нежели в "острый" период кризиса объем предложения наблюдается не первый месяц.
По мнению аналитиков RRG, отчасти столь серьезное снижение уровня вакантных площадей связано с продолжением роста спроса в сегменте, отчасти – с пока еще "привлекательным" по сравнению с докризисным периодом ставками.
В то же время эксперты говорят, что, несмотря на наличие положительных трендов, активного роста цен в ближайшем будущем пока ожидать не стоит.
"Февральская попытка арендодателей поднять "уровень средней ставки" на новый уровень отчасти провалилась, за счет выставления на рынок более дешевых новых объектов. Особенно это было заметно в центральной части города", - отмечают аналитики RRG.
Так, по данным компании, средняя ставка аренды по торговым объектам внутри Садового Кольца в марте по сравнению с февралем снизилась на 1% и составила $1538 за кв. метр в год. При этом средняя ставка по объектам, продолжившим экспонирование, составила $1679 за кв. метр в год, а по объектам, которые в марте появились впервые - $1386 кв. метр в год.
"Таким образом, на первый взгляд, аппетиты собственников только что вышедших на рынок площадей оказались скромнее на 21%, чем ожидалось. За пределами Садового Кольца разница оказалась не столь впечатляющей – лишь 5%", - отмечают аналитики.
"Но более детальный анализ новых объектов говорит о том, что они "справедливо" дешевле, поэтому говорить о каком-то отрицательном тренде нельзя. Хотя, конечно, в периферийной части города ценовая дифференциация объектов меньше и рынок торговых помещений в настоящее время является более однородным и сбалансированным", - поясняют эксперты RRG.
"В феврале многие арендодатели, вдохновленные ростом востребованности торговых помещений в конце прошлого года, попытались поднять цены на аренду своих помещений, что было оправдано не во всех случаях. Ведь кризис до конца не завершен. Поэтому стремление владельцев сдать площади по более высоким ставкам обернулось ростом срока экспонирования таких объектов", - комментирует генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников.
По его оценке, на рынке все же есть отдельные успешные торговые центры и помещения стрит-ритейла в "топовых" местах, где и сейчас можно увидеть очередь из арендаторов.
По мнению Д. Колокольникова, положительным моментом кризиса явилось более четкое понимание ценовых уровней, которое формируется из доходности потенциального бизнеса и на первое место встает рентабельность конкретного объекта, а не занятие "стратегической точки".
"Поэтому в целом, несмотря на более динамичную активизацию спроса и снижение уровня вакантных площадей в торговом сегменте, говорить о каком-то существенном росте цен не приходится, - здоровый прагматизм, развитый кризисом, сохраняется", - отмечает эксперт.
По данным RRG, средняя ставка аренды по торговым объектам за пределами Садового Кольца в марте выросла на 1% и составила $670 за кв. метр в год. Это отчасти обусловлено появлением в марте на рынке ряда «дорогих» предложений ($3500 за кв. метр в год).
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?