Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 273
Поделиться
Строительство рыбоперерабатывающего кластера в ДФО обойдется в 25 млрд рублей
Представители Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота (ДНИИМФ) представили проект строительства крупного рыбоперерабатывающего комплекса стоимостью 25 млрд рублей. Разместить его планируют на юге Приморского края к 2016 году. Однако аналитики сомневаются в том, что его реализуют именно в Приморье. Они отмечают, что представленный вариант очень «сырой»: нет ни цели реализации, ни расчетов экономической эффективности.
На прошедшем в краевой администрации совещании специалисты ДНИИМФ (занимается проектированием портовых сооружений — Ъ) представили проект по строительству крупного рыбоперерабатывающего кластера. «Комплекс сможет объединить портовые, перерабатывающие и торговые функции. Он станет основой рыбного кластера Приморья, а впоследствии — и всего Дальнего Востока. Комплекс должен быть построен на юге Приморья к 2016 году»,— заявил начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ Михаил Холоша.
Специалисты ДНИИМФ уже рассмотрели 14 потенциальных участков и предложили для будущего комплекса три на выбор. «Первый — на мысе Назимова, в черте Владивостока. Второй — на мысе Виноградный в Шкотовском районе. Третий — Славянка (юг Приморья, Хасанский район)»,— рассказал господин Холоша.
По оценкам специалистов ДНИИМФ, площадь кластера должна составлять от 40 до 120 га. По предварительным подсчетам, стоимость строительства на каждом из них составит от 7 до 11 млрд руб. Вместе с установкой холодильников стоимость постройки комплекса достигнет 25 млрд руб. «Сейчас оборот рыбы на Дальнем Востоке составляет 65 млрд руб. в год, из них в Приморье — 22,4 млрд. При успешной работе комплекса к 2020 году оборот достигнет 160 млрд, а в Приморье — 60 млрд руб.»,— отметил специалист. По его словам, к 2014 году планируется закончить проектную часть и начать строительство. При этом источники финансирования представитель ДНИИМФ уточнить затруднился.
В Росрыболовстве проект оценили положительно, однако отметили, что его необходимо скорректировать с учетом административно-правовых барьеров. «Для этого нужно внести изменения в правовую базу и в местное законодательство. Также необходимо участие частных инвестиций»,— сказал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. При этом, добавил он, будущий комплекс не решит все проблемы рыбопереработки. «Необходимо выделить приоритеты в работе будущего комплекса. Нужно составить конкуренцию рыбному кластеру наших соседей — Южной Кореи и Китая»,— подчеркнул замглавы Росрыболовства.
Участники рынка в целом проект по созданию кластера поддерживают. По их мнению, новый кластер может стать «ценовым зонтиком» для береговой переработки. «Сегодня отдельные российские переработчики добиваются успеха либо за счет сокращения постоянных издержек (при переработке лосося), либо за счет жесточайшей дисциплины операционных издержек (при переработке сайры и минтая)»,— говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его мнению, российская индустрия береговой переработки способна конкурировать как на внутреннем рынке, так и на внешнем только при низких постоянных и операционных издержках. «И кластер позволит обеспечить это»,— полагает он.
Однако участников рынка настораживает тот факт, что все расчеты на данном этапе очень приблизительные, а значит, велик риск недостроя. «Озвученные цифры — это расчеты капитальных затрат только на дноуглубительные работы и создание портовой инфраструктуры»,— говорит Герман Зверев. Расходы же на строительство складов, расходы по подведению автомобильных дорог (или расширения припортовых жд путей) и электрификации в эти цифры не включены. «Помимо этого, нет полной информации, которая позволит просчитать финансово-экономическую эффективность проекта. Нечетко задана главная цель создания кластера. Нет сравнения конкурентных позиций создаваемого кластера с существующими в Китае и Корее. Не произведен анализ уже действующих портовых и складских мощностей»,— заметил собеседник.
Аналитики с такой критикой соглашаются. «Проект хороший, нужный, но довольно сырой»,— говорит председатель медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Такая непроработанность не только деталей, но и даже самой стратегии (например, не прописана цель создания кластера) вполне способна сгубить его, полагает аналитик. Впрочем, проект, скорее всего, будет реализован, ведь он исполняется в рамках исполнения поручений президента (от 21 марта 2013 года — Ъ). Однако остается вопрос, где он будет реализован, говорит эксперт. «Приморье — не единственный номинант.
На Камчатке и на Сахалине тоже готовят свои предложения — кластер-то дальневосточный»,— заключил господин Климов.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?