Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Столько подсолнечного масла не ждали
Мировые запасы подсолнечного масла оказались большими, чем предполагалось ранее, — к такому выводу пришли аналитики германского агентства Oil World. Они повысили прогноз мирового производства подсолнечника на 1,2% до 33,2 млн тонн ввиду соответствующего увеличения показателей для Аргентины и Украины. Это же заставило аналитиков пересмотреть прогноз производства подсолнечного масла в сезоне 2008/2009 годов с повышением на 19% до рекордных 12 млн тонн.
По наблюдениям все того же Oil World, в последние недели заметно выросла и стоимость подсолнечного масла, однако в меньшей мере, чем стоимость пальмового и соевого масел. Как результат — соевого масла в Аргентине стало дороже подсолнечного. Ожидается, что экспорт аргентинского масла с января по сентябрь 2009 года будет большим, чем прогнозировалось ранее из-за повышения оценки урожая.
Что же касается Украины, то с октября 2008 года по март 2009 она уже поставила на мировой рынок 1,06 млн тонн подсолнечного масла, что на 16% больше прошлогоднего объема экспорта за аналогичный период. По мнению аналитиков, в текущем сезоне поставки вырастут на 46,2% до 1,9 млн тонн.
Эксперты агентства ожидают, что мировая торговля в сезоне 2008/2009 возрастет почти на 28% до рекордных 4,6 млн тонн. Однако ЕС планирует уменьшить импортные поставки на 8% в связи с наращиванием собственного внутреннего производства и возросшим предложением рапсового масла.
Снижение цены на подсолнечное масло на мировых рынках, которое может последовать за увеличением прогноза на мировые запасы, может оказать влияние и на российский рынок. Как пояснила аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Алина Мирсагатова, российские цены на подсолнечник соотносятся с мировыми. Кроме того, как и в других странах, в России строго соблюдается ценовой паритет со стоимостью соевого и пальмового масел.
В прошлом году укрепление сегмента подсолнечного масла на масличном рынке продолжилось — по данным исследовательского агентства «Бизнес Аналитика», его доля по стоимости превысила 80%. «В 2008 году для рынка бутилированного растительного масла (без учета оливкового) было характерно сильное повышение цены на продукцию. Средняя цена за литр возросла с 59 рублей в начале года до почти 73 рублей осенью, — поясняет руководитель группы аналитической поддержки Павел Парамонов. — В ноябре же произошел перелом — с этого момента цена в рознице на масло только снижалась».
Основная причина — «невероятный» урожай прошлого сезона. По данным ИКАРа, было произведено 7,2 млн тонн подсолнечника. Последний похожий рекорд валового сбора, по данным Росстата, был в 2006 году. Тогда он составил 6,75 млн тонн. Высокая урожайность прошлого сезона в первую очередь объясняется расширением посевных площадей.
Как считают эксперты ИКАРа, в нынешнем сезоне столь высокого урожая ожидать не стоит, потому что, во-первых, планируется сокращение посевных площадей, а во-вторых, ожидается снижение урожайности из-за невозможности получать равный валовой сбор два года подряд.
Вместе с тем, в начале 2008 года на российском рынке росла доля оливкового масла. Исследователи «Бизнес Аналитики» оценивают рост сегмента в 0,8%. Если сравнивать с 2007 годом, средняя цена за литр практически не менялась — был зафиксирован незначительный рост в 1,5%, что существенно ниже уровня инфляции. Одной из тенденций последних 2 лет на рынке оливкового масла было серьезное усиление позиций итальянской продукции, кторая показала + 3,1% по стоимости.
Дистрибьюторы, специализирующиеся на поставках оливкового масла, неохотно говорят о свеем бизнесе и о его изменениях, вызванных кризисом. Тем не менее, как рассказал BFM.ru один из менеджеров компании-импортера Sunny Hippo, поставщики масла почувствовали себя крайне уязвимо с началом роста доллара. «Наценка, которую мы делаем на свой продукт, не так уж велика, около 20%. Однако наш товар прочно привязан к валюте, поэтому с падением рубля поставщики увеличили цену почти вдвое, что привело к тому, что товар перестали покупать», — вспоминает сотрудник компании.
Из-за того, что потребители практически перестали покупать оливковое масло, в тот момент рынок просел на 45–50%, что привело к затоваренности складов и, как следствие, к сокращению и даже прекращению поставок. Кроме того, импортеры оливкового масла, как, впрочем, и других продуктов, прочувствовали на себе кризис неплатежей со стороны магазинов и торговых сетей — это в значительной степени сократило их оборотные средства и заставило уменьшить объемы поставок, а также пойти на другие антикризисные меры: отказаться от части офисных площадей и сократить персонал.
С апреля ситуация на рынке стала постепенно стабилизироваться — по сравнению с предыдущими месяцами падения сейчас рынок восстановился примерно на 30%. Однако, как рассказал собеседник BFM.ru, на рынке осталось лишь 5–6 компаний, которые занимаются импортом настоящего оливкового масла. «Все остальные перешли на дистрибуцию дешевого масла из смеси подсолнечного и оливкового». По его мнению, сейчас шанс «продержаться на плаву» есть только у давно работающих на рынке компаний, наладивших четкую систему сбыта.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.