Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Столько подсолнечного масла не ждали
Мировые запасы подсолнечного масла оказались большими, чем предполагалось ранее, — к такому выводу пришли аналитики германского агентства Oil World. Они повысили прогноз мирового производства подсолнечника на 1,2% до 33,2 млн тонн ввиду соответствующего увеличения показателей для Аргентины и Украины. Это же заставило аналитиков пересмотреть прогноз производства подсолнечного масла в сезоне 2008/2009 годов с повышением на 19% до рекордных 12 млн тонн.
По наблюдениям все того же Oil World, в последние недели заметно выросла и стоимость подсолнечного масла, однако в меньшей мере, чем стоимость пальмового и соевого масел. Как результат — соевого масла в Аргентине стало дороже подсолнечного. Ожидается, что экспорт аргентинского масла с января по сентябрь 2009 года будет большим, чем прогнозировалось ранее из-за повышения оценки урожая.
Что же касается Украины, то с октября 2008 года по март 2009 она уже поставила на мировой рынок 1,06 млн тонн подсолнечного масла, что на 16% больше прошлогоднего объема экспорта за аналогичный период. По мнению аналитиков, в текущем сезоне поставки вырастут на 46,2% до 1,9 млн тонн.
Эксперты агентства ожидают, что мировая торговля в сезоне 2008/2009 возрастет почти на 28% до рекордных 4,6 млн тонн. Однако ЕС планирует уменьшить импортные поставки на 8% в связи с наращиванием собственного внутреннего производства и возросшим предложением рапсового масла.
Снижение цены на подсолнечное масло на мировых рынках, которое может последовать за увеличением прогноза на мировые запасы, может оказать влияние и на российский рынок. Как пояснила аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Алина Мирсагатова, российские цены на подсолнечник соотносятся с мировыми. Кроме того, как и в других странах, в России строго соблюдается ценовой паритет со стоимостью соевого и пальмового масел.
В прошлом году укрепление сегмента подсолнечного масла на масличном рынке продолжилось — по данным исследовательского агентства «Бизнес Аналитика», его доля по стоимости превысила 80%. «В 2008 году для рынка бутилированного растительного масла (без учета оливкового) было характерно сильное повышение цены на продукцию. Средняя цена за литр возросла с 59 рублей в начале года до почти 73 рублей осенью, — поясняет руководитель группы аналитической поддержки Павел Парамонов. — В ноябре же произошел перелом — с этого момента цена в рознице на масло только снижалась».
Основная причина — «невероятный» урожай прошлого сезона. По данным ИКАРа, было произведено 7,2 млн тонн подсолнечника. Последний похожий рекорд валового сбора, по данным Росстата, был в 2006 году. Тогда он составил 6,75 млн тонн. Высокая урожайность прошлого сезона в первую очередь объясняется расширением посевных площадей.
Как считают эксперты ИКАРа, в нынешнем сезоне столь высокого урожая ожидать не стоит, потому что, во-первых, планируется сокращение посевных площадей, а во-вторых, ожидается снижение урожайности из-за невозможности получать равный валовой сбор два года подряд.
Вместе с тем, в начале 2008 года на российском рынке росла доля оливкового масла. Исследователи «Бизнес Аналитики» оценивают рост сегмента в 0,8%. Если сравнивать с 2007 годом, средняя цена за литр практически не менялась — был зафиксирован незначительный рост в 1,5%, что существенно ниже уровня инфляции. Одной из тенденций последних 2 лет на рынке оливкового масла было серьезное усиление позиций итальянской продукции, кторая показала + 3,1% по стоимости.
Дистрибьюторы, специализирующиеся на поставках оливкового масла, неохотно говорят о свеем бизнесе и о его изменениях, вызванных кризисом. Тем не менее, как рассказал BFM.ru один из менеджеров компании-импортера Sunny Hippo, поставщики масла почувствовали себя крайне уязвимо с началом роста доллара. «Наценка, которую мы делаем на свой продукт, не так уж велика, около 20%. Однако наш товар прочно привязан к валюте, поэтому с падением рубля поставщики увеличили цену почти вдвое, что привело к тому, что товар перестали покупать», — вспоминает сотрудник компании.
Из-за того, что потребители практически перестали покупать оливковое масло, в тот момент рынок просел на 45–50%, что привело к затоваренности складов и, как следствие, к сокращению и даже прекращению поставок. Кроме того, импортеры оливкового масла, как, впрочем, и других продуктов, прочувствовали на себе кризис неплатежей со стороны магазинов и торговых сетей — это в значительной степени сократило их оборотные средства и заставило уменьшить объемы поставок, а также пойти на другие антикризисные меры: отказаться от части офисных площадей и сократить персонал.
С апреля ситуация на рынке стала постепенно стабилизироваться — по сравнению с предыдущими месяцами падения сейчас рынок восстановился примерно на 30%. Однако, как рассказал собеседник BFM.ru, на рынке осталось лишь 5–6 компаний, которые занимаются импортом настоящего оливкового масла. «Все остальные перешли на дистрибуцию дешевого масла из смеси подсолнечного и оливкового». По его мнению, сейчас шанс «продержаться на плаву» есть только у давно работающих на рынке компаний, наладивших четкую систему сбыта.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?