Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
2 897

Поделиться

Стоимость продовольственных товаров отрегулируют с помощью закона

Стоп-цена

С начала года цены на продовольственные товары выросли на 11,3%. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, при этом падение оборота розничной торговли за 5 месяцев составило 7,7% по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Необходимость стабилизации цен, а также стимулирование развития отечественных товаропроизводителей стали поводом для разработки поправок в законодательство о регулировании торговой деятельности.

В Аналитическом центре рассмотрели предложения по изменению законодательства о регулировании торговой деятельности, принятые Госдумой в первом чтении, а также поправки, предлагаемые минпромторгом. «Уже год в тестовом режиме функционирует информационная система продовольственной безопасности РФ. В системе формируются доклады для правительства о ситуации на рынке, особое внимание уделяется товарам сельского хозяйства. Кроме того, в ежедневном режиме работает механизм мониторинга цен, – рассказал замглавы департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Владислав Тарасенко. – По нашим наблюдениям, самый сильный скачок цен произошел в январе 2015 года, сейчас цены в основном стабилизировались. При этом у разных групп товаров разные скорости роста. Самый крутой подъем – у ретейла и потребительских цен, более гладкая ситуация у производителей. На сельхозтоваропроизводителей идет давление, связанное со снижением цен. Такая ситуация сложилась, например, в сфере производства молока: сети давят на производителей, и малым хозяйствам становится невыгодно производить молоко».

По мнению чиновника, необходимо формировать методы активного влияния на ситуацию с помощью инструментов госпрограммы. «Чтобы вести грамотную политику цен, нам необходимо видеть и понимать всю цепочку сельскохозяйственного производства: что вырастили, переработали, довезли, что лежит на полках в магазинах. Особенно важно, чтобы в регионах видели динамику, знали прогноз потребления и могли формировать стратегическую политику по использованию мощностей хранения, переработки и ценообразования. На это и направлена госпрограмма. На цены влияют объемы производства, – отметил Владислав Тарасенко. – Конечно, санкции негативно повлияли на ценообразование. Появился выпадающий импорт, который можно компенсировать либо за счет другого импорта, либо за счет внутреннего производства. Если у нас нет альтернативных поставок из других стран или не хватает производственных мощностей в каких-то сегментах, то рост цен ожидаем. Государственная программа предусматривает мероприятия, которые помогут решить проблемы в сфере растениеводства и животноводства. Отдельное узкое место – семена и племенное хозяйство, а также центры переработки, оптовые распределительные центры. В госпрограмму внесены изменения, и в 2015 году на развитие сельского хозяйства выделено 237,5 млрд рублей. Эта сумма была увеличена за счет антикризисного фонда».

Эксперты отметили, что без прогноза потребления невозможно отрегулировать цены на ближайший год. В 2015 году розничная торговля вынуждена была компенсировать падение потребления. Начальник управления по конкурентной политике Аналитического центра Татьяна Радченко сообщила, что за полтора года индекс потребительских цен на продовольственные товары увеличился на 30%. «Все категории продовольственных товаров растут двузначными величинами. При этом наибольший рост цен наблюдается на сахар, крупы, овощи, фрукты, яйца и подсолнечное масло. На макаронные изделия и хлеб цены растут не так быстро, но тоже в двузначных показателях. Основной рост цен приходился на декабрь 2014 – февраль 2015 года. По самым консервативным оценкам, вклад падения курса рубля в продовольственную инфляцию составляет 5 процентных пунктов. Остальной рост обусловлен поведением участников рынка».

Ожидалось, что продовольственное эмбарго станет драйвером для импортозамещения на потребительских рынках. Но этот потенциал пока так и не реализован. «Есть рост производства мяса, здесь почти весь выпадающий объем импорта был компенсирован. Также есть рост по сырам. Объем импорта по всем мясным категориям упал почти на 50% из-за прекращения поставок курицы из США и Канады. В категории рыба – почти вся свежая, охлажденная и мороженая рыба выпадает за счет ограничения импорта из Норвегии. Эта категория не была компенсирована. Сложная ситуация по сливочному маслу – импорт упал почти на 70% и выпадающий объем импорта эквивалентен половине российского производства. Пока наше производство не компенсирует этот объем. В категории сыров и творога выпадающий импорт равен трети российского производства, – рассказала Татьяна Радченко. – У нас сегодня уже существуют механизмы сдерживания цен на розничных рынках: постановление по фиксации цен на социально значимые товары. Оно дает право на государственную фиксацию цены, если за месяц она повышается более чем на 30%. Но за последний год ни в одном регионе это право не было использовано. Также в этом году был подписан меморандум торговыми сетями о фиксации цен на социально значимые товары. Усилилась практика заключения договоров между торговыми сетями и региональными властями о доступе на полки местных производителей. Но подобные соглашения нельзя назвать эффективными, потому что они создают дискриминационные условия для разных категорий производителей».

Заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга России Никита Кузнецов заявил, что закон о торговле в первоначальном виде не достиг своих целей: «Вопрос требует комплексного решения. Регулируя один сегмент, нельзя добиться результатов. Основная проблема – в несоответствии объемов производства и сбыта». По мнению специалиста, необходимо максимально расширять каналы сбыта, чтобы вся продукция достигала потребителя. «При этом маленькие производители не могут конкурировать с сетями, для них нужны другие каналы сбыта. Соответственно, необходимо развитие и сетевых, и несетевых форматов, – считает Никита Кузнецов. – Минпромторг намерен предложить ряд поправок к закону в этих целях, а осенью-зимой внести поправки, касающиеся розничных рынков и ярмарок».

Фото: Инфографика «РГ» / Мария Пахмутова / Юлия Воронова

Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости

Юлия Воронина, «Российская Бизнес-газета»

 

Интервью

Декоративное изображение

Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»

О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами