Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Stockmann переносит открытия новых магазинов в РФ в среднем на квартал
Ритейлеры вслед за девелоперами начинают корректировать свои планы развития. Вчера финская Stockmann опубликовала отчет, в котором сообщила о переносе сроков открытия своих магазинов в России в среднем на квартал. В компании объясняют это задержками ввода новых торговых центров, административными проволочками и другими характерными для российского строительного рынка проблемами.
Компания Stockmann основана в 1862 году. Работает в Финляндии, Прибалтике и России (с 1989 года). Включает сети Stockmann, Seppala, Lindex. Развивает по франчайзингу сети Nike и Bestseller. Объем продаж Stockmann в России за девять месяцев 2008 года вырос на 12%, до 182,3 млн евро. Инвестиции в российское подразделение сократились за тот же период на 8%, до 31,5 млн евро.
Новые сроки открытия в России магазинов Stockmann приводятся в отчете компании за девять месяцев 2008 года, опубликованном вчера на официальном сайте. Так, на декабрь 2008 года перенесено открытие магазина в торговом центре «Метрополис» на Ленинградском проспекте в Москве. По прежним расчетам финнов, этот универмаг должен был начать работу уже в октябре этого года. В отчете компании уточняется, что открытие магазина должно восполнить недостаток торговых площадей в российской столице, образовавшийся из-за закрытия магазина «Калинка-Стокманн» в «Смоленском пассаже». В отчете уточняется, что Stockmann потеряла из-за закрытия этого магазина 10,7 млн евро, хотя ранее говорилось о 14 млн евро. Площадь магазина в «Метрополисе» будет такой же, как и в «Смоленском пассаже», — 8 тыс. кв. м, инвестиции в его открытие составили около 12 млн евро.
На конец 2009 года с осени перенесены планы открытия и другого московского магазина Stockmann — в торговом центре «Ростокино». Инвестиции в этот объект составят 16 млн евро, торговая площадь — 10 тыс. кв. м. На конец 2009 года — начало 2010 года отложено открытие универмага в торговом центре «Гринвич» в Екатеринбурге. В этом объекте финский ритейлер будет занимать 8 тыс. кв. м, объем инвестиций составил 12 млн евро.
Директор по международным операциям Stockmann Юсси Куутса пояснил РБК daily, что изменения в планах его компании связаны с «информацией, полученной от строителей и девелоперов этих торговых объектов». «Проекты не реализуются максимально быстро, поскольку в России очень много административных барьеров и определенные препятствия», — говорит он.
С теми же проблемами, по словам г-на Куутсы, Stockmann столкнулась в Санкт-Петербурге уже как девелопер. Сроки ввода в строй торгово-офисного комплекса «Невский центр», который возводится силами финской компании, перенесены с конца 2009-го на весну 2010 года. «Задержка этого проекта связана с особенностями законодательства, требующего многочисленных согласований и сбора большого количества административной документации, — отмечает Юсси Куутса. — Но мы воспринимаем это как особенность работы в России, такой крупный проект никем не мог бы быть реализован в срок». Площадь возводимого на площади Восстания здания составит 100 тыс. кв. м, инвестиции в него оцениваются в 170 млн евро. Магазин Stockmann в этом торговом центре будет самым крупным в России — он займет 20 тыс. кв. м.
Управляющий партнер АРИН Игорь Горский подтверждает, что в Санкт-Петербурге компания затормозила из-за сложностей при согласовании проекта. «Кроме того, поведение петербургских грунтов является наименее прогнозируемой составляющей реализации любого проекта, подразумевающего подземное строительство», — пояснил эксперт.
«Ритейлеры не могут не реагировать на ситуацию, сложившуюся на рынке у девелоперов, и планы будут корректироваться», — уверен директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. — Вся коммерческая недвижимость у нас развивается на кредитные деньги, и если банк тормозит с финансированием, проект будет приостановлен». Однако г-н Могила добавляет, что подобная картина наблюдалась и до кризиса: «Задержки с вводом объекта длиной в три-шесть месяцев — вполне обычная ситуация на рынке, еще никто в России вовремя не строился и не открывался». Эксперт прогнозирует, что в нынешней ситуации девелоперы возобновят активность к февралю—марту, когда станет понятно, какие условия будут с банковскими кредитами.
Руководитель отдела торговой недвижимости DTZ Дмитрий Хечумов, однако, утверждает, что упомянутые объекты открываются, как и было запланировано. В частности, «Метрополис» планировалось открыть в декабре, говорит эксперт. «У «Ростокино» планы по открытию тоже не сдвигались, — добавляет он. — Видимо, здесь речь идет о корректировках самой компании».
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.