Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Спор IKEA с налоговой может повысить стоимость аренды торговых площадей
Шведский ритейлер IKEA уже год не может понять, относятся ли к его доходам затраты арендаторов на отделочные работы в еще не открытых торговых центрах «Мега» и должен ли он платить с них налог. В конце прошлой недели ответить на этот вопрос не смогла и кассация и отправила спор IKEA с фискалами на новое рассмотрение. Неудачный для ритейлера исход дела может оказать влияние на весь рынок: аренда торговых площадей подорожает, так как их владельцы станут включать в стоимость налоговые издержки.
Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО) 3 августа рассмотрел иск ООО «ИКЕА МОС» к подмосковному терподразделению ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.
Этот спор начался в июне 2010 года, когда ритейлер обратился в суд с просьбой признать недействительным решение налоговой от апреля 2010 года в части доначисления 1,2 млрд руб. налогов, пени и штрафов, а также в части уменьшения убытков при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год и по возмещению НДС.
Одна из претензий налогового органа заключалась в том, что еще при строительстве торговых центров «Мега» ритейлер заключал с будущими арендаторами договор аренды и соглашение об использовании торговой недвижимости. По этим соглашениям арендуемые помещения передавались арендаторам в согласованном сторонами формате shell & core, и они до открытия торговых центров осуществляли обустройство и особую внутреннюю отделку помещений в соответствии с собственными стандартами и дизайном. При этом условиями соглашений прямо предусматривалась обязанность арендаторов осуществить демонтаж результатов произведенных работ по истечении срока действия договора аренды или при его досрочном расторжении.
По мнению ФНС, затраты арендаторов на проведение отделочных работ должны включаться во внереализационные доходы IKEA и облагаться налогом, так как они осуществлялись до регистрации права собственности шведской компании на здания торговых центров. В IKEA же убеждены, что по налоговому законодательству эти расходы должны учитываться самими арендаторами, а отделка помещений должна признаваться имуществом арендаторов, поскольку ритейлер не имеет никаких прав на это имущество.
Суд первой инстанции отказал шведам в части обжалования решения налогового органа, но снизил общую сумму претензий более чем в два раза, до 450 млн руб. Это решение было оставлено в силе апелляцией. Однако суд кассационной инстанции на прошлой неделе отменил их решения в части отказа в удовлетворении требований IKEA и отправил дело в указанной части на новое рассмотрение.
В пресс-службе ритейлера отказались комментировать постановление кассационного суда. Налоговики не собираются подавать надзорную жалобу на постановление ФАС МО, рассказали РБК daily в подмосковном подразделении ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Более подробных комментариев со стороны налоговиков получить не удалось.
Это не первый пример, когда ФНС пытается навязать существенные налоговые обязательства участникам рынка недвижимости, на котором широко распространена практика осуществления отделочных работ арендаторами до открытия торговых и офисных центров, говорит ведущий юрист «Пепеляев групп» Ксения Литвинова. «Такая позиция со стороны налоговых органов, с учетом принятого ФАС МО постановления, явно является небесспорной, но уже крайне негативно сказывается на рынке аренды коммерческой недвижимости, поскольку суммы налоговых доначислений начинают исчисляться сотнями миллионов рублей», — отмечает она.
По мнению партнера юркомпании «Налоговик» Дмитрия Липатова, если при пересмотре дела IKEA суд все-таки поддержит налоговиков, то прежние схемы привлечения торговыми центрами крупных арендаторов придется пересмотреть. «Не исключено, что в каждый вложенный инвестором рубль будет заложена величина налоговых отчислений арендодателя, то есть цена на аренду коммерческой недвижимости может несколько вырасти», — добавляет юрист. www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?