Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
СПб: В область пришла финская «Еда»
Во Всеволожске открылся второй продуктовый гипермаркет «К-Руока» финского концерна Kesko
На петербургский рынок продовольственных магазинов выходит второй крупнейший финский игрок рынка – компания Kesko. В декабре она планирует открыть первый продуктовый гипермаркет под брендом K-Ruoka (ruoka – фин. «еда»). Удастся ли ритейлеру из Суоми найти свое место в столице гипермаркетов, выясняла «Фонтанка».
В Финляндии Kesko (K-group) работает под брендами K-citymarket, K-supermarket, K-market, K-extra и фактически делит рынок с корпорацией S-group (в Петербурге известна, в частности, как владелец гипермаркетов «Призма»). В 2011 году в Суоми доля S-group (корпорация SOK) составила 45,2% (+1,1%), доля K-group (Kesko) – 35,4% (+0,3%). Таким образом, там на эти две компании приходится более 80% рынка, общий объем которого оценивается в 14,5 млрд евро (такие данные приводит компания Kesko на официальном сайте). Наиболее известные продуктовые бренды S-Group: Prisma, S-market, Kodin Terra, Sokos, ABC. S-Group появилась на петербургском рынке продажи продуктов питания раньше ближайшего конкурента: одиннадцатый по счету магазин был открыт здесь 4 октября.
Kesko пока объявила о запуске в Петербурге и Ленобласти двух магазинов: один на Планерной улице в городе (декабрь 2012 года) и еще один во Всеволожске (строительство должно закончиться в 2013-м). По словам руководителя отдела торговых центров Jones Lang LaSalle Анастасии Балмочных, Kesko сделала удачный выбор.
«Планерная улица в течение 2 – 3 лет будет активно застраиваться жилыми комплексами, и там появится станция метро. Кроме того, здесь нет такого сумасшедшего скопления гипермаркетов, как в Московском или Приморском районе со стороны Старой Деревни. А значит, не будет размытия потока покупателей. Всеволожск также является перспективной площадкой, где на 60 тысяч человек до сих пор нет ни одной «Ленты», «Карусели» или «О’Кея», – добавляет эксперт.
Успех новой сети будет во многом зависеть от качественных торговых площадок, которые смогут обеспечить высокий трафик. А таких в Петербурге сейчас найти нелегко, так как город уже перенасыщен торговыми объектами, отмечает господин Русанов. При этом мнение игроков рынка явно идет вразрез с мнением правительства города. Так, по данным КЭРППиТ, размещение торговых организаций в Петербурге происходит крайне неравномерно. Магазинов не хватает, например, в Невском районе, в Колпино.
Опрошенные игроки продуктового розничного рынка выразили сомнение в том, что открытие новых гипермаркетов приведет к перераспределению покупателей. «Скорее, это отразится на росте объема рынка вокруг новой точки», – рассказывает менеджер по связям с общественностью «Ленты» Яна Могилева.
«То, что крупные финские сети выходят на российский, в том числе и петербургский, рынок – это плюс для небольших финских производителей продуктов питания, – говорит Наталия Большевикова, директор по проектам представительства Финско-российской торговой палаты в Петербурге. – Поставить свои продукты в российские торговые сети небольшим компаниям из Суоми очень сложно из-за существующих правил: во-первых, производитель должен внести плату, чтобы его продукция была представлена на полках крупных сетевых магазинов. Во-вторых, для ввода новых, неизвестных марок в торговые сети существует тестовый период, который длится 3 – 4 месяца».
Финским маркам сложно выйти на рынок, и это видно по ассортименту петербургских магазинов: из финских продуктов питания широко представлены компании Valio, Paulig, Atria («КампоМос» и «Пит-Продукт»). Только крупный концерн может позволить себе соответствующие затраты. Например, и.о начальника управления по связям с общественностью X5 Retail Group N. V. Владимир Русанов говорит: компания сегодня имеет лишь незначительную долю финской продукции, предпочитая отечественную, так как с российскими производителями проще договориться по ценообразованию.
Потребитель вправе рассчитывать на то, что в финских торговых сетях можно будет увидеть более широкое разнообразие продуктов из Суоми. (Ранее Веса Пунонен, президент SOK Retail Int, в интервью «Фонтанке.фи» заявил о том, что на товары финского производства в петербургских «Призмах» приходится около 20 – 30% ассортимента.)
«О том, добьется Kesko успеха в Петербурге или нет, говорить еще рано, – заявил господин Пунонен. – В любом случае конкуренция высока, и новым игрокам будет сложно – как находить места под свои объекты, так и выводить подходящую концепцию на рынок».
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин не исключает, что запуск нескольких торговых объектов в Северной столице – пилотный проект, и по мере увеличения оборота новой сети стоит ожидать ее появления в других привлекательных регионах. При таком прогнозе выручка K-Ruoka в ближайшее 5 лет сможет достигнуть 12 – 13 тысяч долларов на 1 кв м в год. Для сравнения: годовая выручка «Перекрестка» и «Ленты» на 1 кв. метр, по оценке эксперта, сейчас составляет от 10 до 14 тысяч долларов в зависимости от месторасположения и эффективности управления.
Справка: Kesko на российским рынке владеет также сетью спортивных магазинов Intersport в России (сеть полностью перешла во владение Kesko в апреле 2011 года). Это более 30 магазинов, преимущественно расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. Также компания владеет сетью К-Rauta, на сегодняшний день она состоит из 14 гипермаркетов, десять из которых работают в Петербурге.
Евгения Рябова, Анна Нежинская, Фонтанка.fi
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.