Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
СПб: ТРК привлекают детей
Детские центры, в идеале ориентированные не только на развлечение, но и на обучение подрастающего поколения, постепенно становятся гарантией успешной работы торгового комплекса. Потенциальную аудиторию подобных заведений в Петербурге эксперты оценивают в 1 млн детей, за которыми в торговые галереи, безусловно, отправятся и родители. Пока игроков на рынке детских центров в Петербурге не слишком много, поскольку проекты требуют значительных вложений, считают аналитики. Однако в будущем конкуренция усилится и компаниям придется серьезно работать над эксклюзивностью своих концепций.
Умные развлечения
В России рынок досуговых центров начал формироваться около десяти лет назад. Первыми игроками стали операторы, предлагающие только формат развлечений (игровые площадки, автоматы, аттракционы), затем стали появляться центры, ориентированные на образование, говорит Оксана Орлова, совладелец музеев «Сказкин дом», «Лабиринтум» и детского города «Кидбург». По ее словам, сейчас все участники рынка коммерческой недвижимости заинтересованы в наличии операторов детско-семейного досуга, так как это позволяет не только привлечь клиентов в торговый комплекс, но и увеличить время их пребывания в нем.
Руководитель отдела консалтинга ASTERA Андрей Старков отмечает, что в Петербурге насчитывается около 500 тыс. детей в возрасте до 13 лет, в Ленинградской области – еще порядка 200 тыс., а учитывая поток туристов, потенциальную аудиторию детских развлекательных центров можно оценить примерно в 1 млн человек. «Данный формат давно используются на Западе, количество развлекательных функций увеличивается во всех крупных мировых торговых комплексах», – говорит директор департамента консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге Альбина Ямалетдинова. Менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев добавляет, что современные торгово-развлекательные комплексы позиционируются как центры семейного досуга и мощная составляющая, ориентированная на детей, может послужить серьезным преимуществом в конкурентной борьбе.
Ловушка для родителей
Директор департамента ритейла «Colliers International Санкт-Петербург» Роман Евстратов рассказывает, что эксперты Colliers сравнили два объекта: в одном детский центр занимает 3% от площади и генерирует 1,26% выручки, в другом занимает 0,9% от площади и генерирует 0,6% выручки. «Это мини-якорь, и в сравнении с другими мини-якорями (спортивный универмаг или универмаг одежды сопоставимой площади) детские развлечения приносят в два раза меньше арендного дохода. При этом их актуальность и необходимость заключается в том, что они способны притягивать семейную аудиторию и влиять на посещаемость всего объекта», – поясняет эксперт. Арендную ставку для детских развлекательных центров Альбина Ямалетдинова оценивает в среднем в 150 долл. за 1 кв. м в год. Старший консультант Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Станислава Билень поясняет, что подобные объекты не могут позволить себе платить высокие ставки, иначе входной билет может стоить слишком дорого.
Дорогая игрушка
По подсчетам экспертов, сейчас в Петербурге насчитывается около десятка детских развлекательно-образовательных центров, большая часть их сосредоточена в торговых комплексах: «Умникум» и Happylon (ТРК Galeria), «Лабиринтум» (МФЦ «Толстой Сквер»), Fun City (ТЦ «Атмосфера», «Ока»), Crazy Park (ТРК «Лето»), «Прыг-скок» (ТРК «Подсолнух»). В минувшие выходные был запущен самый крупный проект для детей – «Дивный город» в ТК «Гранд-Каньон», где развлекательно-образовательные проекты «Кидбург», Crazy Park, Fun City соседствуют со специализированными торговыми площадями. Планируется, что в ТРК «Жемчужная плаза» на территории жилого квартала «Балтийская жемчужина» откроется детский тематический парк, а в проекте «Газпрома» в Лахте – детский технопарк. Выход на российский рынок (в первую очередь в Москву) рассматривает крупная международная сеть Kidzania. Небольшое количество игроков на данном рынке Роман Евстратов объясняет тем, что открытие таких центров связано со значительными инвестициями в проект и длительными сроками окупаемости. Андрей Старков к сложностям также относит необходимость постоянно обновлять экскурсионные программы и экспозиции.
Борьба концепций
Оксана Орлова не сомневается, что в перспективе центры досуга для детей, работающие в интерактивном формате и формирующие потоки семейных посетителей, станут неотъемлемой частью пула якорных арендаторов торговых и развлекательных центров. При этом она подчеркивает, что для подобных проектов предпочтительна хорошая транспортная доступность, однако уникальность идеи авторов может нивелировать не слишком удачное местоположение.
Андрей Старков, в свою очередь, считает, что, как и любое сложное направление, массовости данный вид бизнеса не получит и нет оснований полагать, что в России ожидается бум научных развлекательных комплексов в торговых центрах: «Крупные, яркие проекты будут появляться, но в единичных экземплярах, не в формате сетей, и вероятность того, что по обязательности присутствия в торговых комплексах такие проекты сравняются с кинотеатрами, невелика». Роман Евстратов добавляет, что при увеличении числа игроков в данном сегменте конкуренция будет происходить на уровне концептуальных новинок, которые смогут представить операторы.
Ирина Лапеченкова, РБК Daily
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.