Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
СПб. Сделки по складам пошли вверх
Во 2-м квартале 2015 года на складском рынке Санкт-Петербурга зафиксирован рекордный за последние пять лет объем сделок
Объем купленных и арендованных складских площадей в Санкт-Петербурге во 2-м квартале 2015 года составил 87 тыс. кв. м, что является наивысшим результатом вторых кварталов за последние пять лет, в частности, на 50% превышает показатель аналогичного периода 2014 года. В целом за полугодие объем завершенных новых сделок увеличился по сравнению с январем-июнем прошлого года на 29% – до 117,9 тыс. кв. м.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает:
«При этом в 2014 году основной объем сделок пришелся на 3-й квартал, когда было арендовано и куплено около 200 тыс. кв. м. С учетом того, что большинство этих транзакций были связаны с еще не построенными объектами или с проектами built-to-suit и подписывались они до существенного изменения курса рубля, в этом году, помимо заключения новых сделок, активно ведутся переговоры по пересмотру финансовых условий подписанных ранее договоров. Этот процесс немного замедлил реализацию заявленных ранее проектов, что привело к переносу сроков ввода».
На 2015 год был анонсирован ввод почти 300 тыс. кв. м складов, однако, по прогнозам экспертов JLL, итоговый результат не превысит 220 тыс. кв. м (сокращение к прошлому году на 45%), а, возможно, окажется еще ниже. Так, во 2-м квартале 2015 года в эксплуатацию не было введено ни одного качественного складского комплекса. Суммарно за полугодие ввод составил 61,8 тыс. кв. м, однако все эти проекты не являются спекулятивными, а построены под собственные нужды или под заказчика.
Динамика объемов ввода на рынке складов Санкт-Петербурга
Источник: JLL
По итогам 1-го полугодия 2015 года доля складов, занимаемых собственниками, составила порядка 25% по сравнению с 23% на конец 2014 года и 21% на конец 2013 года. По итогам текущего года доля таких складских комплексов на рынке достигнет 27% (в основном за счет проектов built-to-suit).
Востребованность формата built-to-suitв том числе объясняется высокой долей ритейлеров в структуре спроса на складские помещения – с их участием прошло 50% сделок, закрытых за первые шесть месяцев 2015 года.
«Высокая конкуренция на розничном продуктовом рынке приводит к необходимости повышения эффективности всей цепочки поставок, в том числе с точки зрения использования существующих складских площадей. Вследствие этого растет популярность формата built-to-suit, учитывающего индивидуальные особенности спроса конкретного клиента, – комментирует Андрей Амосов, руководитель офиса компании JLL в Санкт-Петербурге. – В то же время следует отметить полное отсутствие спроса со стороны производственных компаний. В частности, на рынке наблюдается резкое снижение объемов производства в автомобильном кластере, что в свою очередь привело к уменьшению спроса со стороны поставщиков автокомпонентов и на складские площади».
Структура спроса на рынке складской недвижимости Санкт-Петербурга
Источник: JLL
Во 2-м квартале 2015 года максимальный уровень запрашиваемых арендных ставок в качественных складских комплексах продолжил снижение и сократился до 65-70 долл. за кв. м в год (без учета операционных расходов и НДС ) против 70-80 долл. за кв. м в год в 1-м квартале 2015 года. Вследствие высокой волатильности национальной валюты девелоперы номинируют ставки в рублях. Запрашиваемые арендные ставки в рублевом эквиваленте во 2-м квартале снизились до 450-500 руб. за кв. м в месяц (включая НДС и операционные расходы), тогда как в 1-м квартале они находились в диапазоне 500-550 руб. за кв. м в месяц.
Динамика максимальной арендной ставки на рынке складской недвижимости Санкт-Петербурга
Источник: JLL
«Активизация спроса на склады при отсутствии нового ввода привела к некоторому сокращению доли вакантных площадей. На конец 1-го полугодия показатель составил 6,9%, снизившись за квартал на 0,5 п.п. В частности, сокращение произошло за счет сделок по аренде в таких комплексах, как “Осиновая роща” и “Армада Парк”, – говорит Андрей Амосов. – Снижение арендных ставок, а также наличие вакантных площадей способствует тому, что компании, прежде занимавшие помещения различного качества в разных объектах, имеют возможность консолидировать свои площади в рамках одного объекта класса А или в одной локации».
Материал предоставила компания JLL
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.