Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
СПб. Рестораны осваивают новые форматы и локации
JLL провела исследование индустрии общепита в Санкт-Петербурге
По оценкам аналитиков JLL, сегмент операторов общепита является на сегодняшний день одним из активных арендаторов помещений формата стрит-ритейл и площадей в торговых комплексах Петербурга. Наибольшее количество кафе и ресторанов сосредоточено на торговых коридорах в центре Петербурга, их доля в среднем составляет 25% от общего объема арендаторов. Например, около 50% помещений стрит-ритейла занимают рестораны на улице Рубинштейна, свыше 40% – на Большой Морской, на 7 и 8 линиях Васильевского Острова – 30%. На главном торговом коридоре города – Невском проспекте – ресторанами и кафе занято 28% объектов стрит-ритейла.
На магистралях за пределами центральной части города общепит занимает в среднем не более 8-10% помещений.
Анна Лапченко, Руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге, пояснила выводы аналитиков компании:
«В ходе опроса, проведенного компанией JLL в рамках исследования, выяснилось, что 94% респондентов предпочитают заведения общепита, расположенные в центре. Посещать кафе и рестораны за пределами центра готовы 59% респондентов, заведения, находящиеся за чертой города, рассматривают для посещения лишь 30% участников опроса. При этом локация в большинстве случаев имеет решающее значение при выборе ресторана: близость к дому или работе в числе наиболее важных критериев назвали 55% из числа опрошенных».
Следует отметить, что сетевой характер заведения не относится к числу определяющих факторов при выборе ресторана для большинства участников опроса: свыше половины респондентов не придают значения этому аспекту, а 29% предпочитают частные «точечные» заведения, не входящие в какую-либо сеть.
В Петербурге сетевой общепит получил наиболее широкое распространение в торговых комплексах. 79% заведений, функционирующих в составе городских ТРК, носят сетевой характер. При этом на долю международных брендов приходится 35% расположенных в торговых комплексах ресторанов. Обширнее всего они представлены в таких объектах, как ТРЦ «Галерея», ТРК «Сити Молл», МЕГА Парнас и МЕГА Дыбенко.
Анна Лапченко добавила:
«Наибольшим спросом со стороны ресторанов по-прежнему пользуются встроенные помещения на крупных торговых коридорах города. Такие объекты обладают целым рядом преимуществ, среди них расположение – в местах с интенсивным пешеходным потоком, возможность устанавливать свой режим работы заведения, организовать летнюю террасу».
К плюсам размещения ресторана в составе торгового комплекса можно отнести то, что такие помещения изначально проектируются в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми операторами общепита. Еще одно важное преимущество – более низкая стоимость аренды. Минимальная ставка аренды для ресторана площадью от 200 до 600 кв. м в центре Петербурга, на улице Рубинштейна, составляет 500 долл. за кв. м в год, на Московском проспекте минимальная стоимость аренды – 550 долларов за кв. м в месяц, ставки на Большой Конюшенной улице начинаются от 850 долл. за кв. м в год и достигают 1,8 тыс. долл. за кв. м в год. Ставки в торговых комплексах, при площади ресторана от 100 до 300 кв. м, находятся в диапазоне от 450 до 700 долл. за кв. м год.
Арендные ставки на помещение для ресторана в составе бизнес-центра, как правило, ниже, чем в торговых комплексах, так как основной поток клиентов формируется из сотрудников офисов, и в выходные дни посещаемость сокращается до минимального уровня. Для ресторана площадью до 800 кв. м стоимость аренды составляет от 300 до 500 долл. за кв. м в год.
Уровень ставок аренды на помещения в бизнес-центрах и торговых центрах Петербурга
Тип здания |
Тип арендатора |
Арендуемая площадь, кв. м |
Минимум $/кв. м/год |
Максимум $/кв. м/год |
БЦ* |
Столовая** |
400-1 000 |
180 |
250 |
Ресторан |
400-800 |
300 |
500 | |
Take away |
<100 |
1 300 |
1 500 | |
Кулинария / бистро |
100-300 |
400 |
620 | |
ТЦ |
Ресторан (ТЦ) |
100-300 |
450 |
700 |
Фуд-корт (ТЦ) |
40-120 |
1 000 |
2 200 |
Источник: JLL
*Ставка аренды зависит от класса БЦ, количества сотрудников и их платежеспособности, % заполнения, возможности работать автономно на улицу, наличия летней веранды, наличия вокруг жилой зоны, открытого/закрытого типа территории.
**При расчете ставки на помещения под столовые используется минимальная фиксированная арендная ставка, а также % с товарооборота.
Среди других форматов развития сегмента кафе и ресторанов, получивших свое распространение на рынке, аналитики компании JLL отмечают анти-кафе, где посетители оплачивают не блюда, а проведенное в заведении время. В этой концепции работают «Циферблат», «Свободное время», FreeDom for People. Рестораторы стремятся расширить свою аудиторию за счет совмещения традиционных функций с дополнительной досуговой составляющей, в результате рестораны становятся площадками для культурных мероприятий: выставок, концертов, мастер-классов. Таковы ресторанный комплекс Biblioteka на Невском проспекте, ресторан «На речке» холдинга Ginza project, расположенный на Крестовском острове, кофейня «Зеленая комната» в составе Лофт Проекта ЭТАЖИ, совместный проект Coffeeshop Company и сети «Буквоед» – кофейня и книжный магазин на Комендантском проспекте.
Гастрономической направленности склоняется к преобладанию органической и здоровой пищи: сеть «На парах», кафе «Ботаника», «Укроп». Пока аудитория таких заведений узка – лишь 4% опрошенных ориентируются при выборе ресторана на концепцию здорового питания.
Retail.ruИнтервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?