Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
СПб: одиннадцать часов для алкоголя
Вступили в силу новые правила торговли спиртными напитками
С конца прошлой неделе в Петербурге начали действовать новые ограничения на продажу алкоголя: теперь его запрещено продавать не 9 часов в сутки, как раньше, а 13 – с 22:00 до 11:00. Эксперты считают, что это удар по малому бизнесу, который может потерять до 5-7% оборота, отмечая, что сетевые ритейлеры ничего на этом не потеряют, да и пить от этого население вряд ли станет меньше.
Восьмого ноября в силу вступили поправки в городской закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в СПб», увеличивающие часы запрета продажи спиртных напитков. До этого алкоголь можно было продавать в магазинах с 8:00. до 23:00.
Как ранее пояснил «Ъ» председатель комиссии ЗакСа по государственной власти Сергей Соловьев (фракция «Единая Россия»), подать данную поправку его побудило письмо председателя комитета Смольного по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиза Качаева, полученное уже после второго чтения. Глава комитета привел статистику Минздравсоцразвития РФ, согласно которой сокращение времени продажи алкоголя уменьшает количество тяжких преступлений и увеличивает продолжительность жизни населения. «Люди должны на работу выходить в добром здравии и не иметь возможности брать с собой на предприятие. Нужно, чтобы люди больше уделяли времени своему здоровью, а не так, что у него настроение испортилось – он пошел, взял. Может быть, эта норма кому-то спасет жизнь», – предположил тогда господин Соловьев.
По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, новые нормы регулирования (в том числе речь идет и об ограничениях каналов дистрибуции, и о запрете продаж в ночное время, и о других специальных регламентах), конечно, оказывают некоторое дополнительное давление на индустрию. «Но в целом такое влияние, конечно, носит ограниченный характер – сами по себе подобные нормы к заметному сокращению рынка не приводят. Пока ключевым фактором коррекции рынка выступает, на мой взгляд, все-таки ценовой фактор. Основное давление на рынок оказывает именно динамичный рост розничных цен, связанный с опережающим ростом фискальной нагрузки – повышением ставок акцизов. В результате мы наблюдаем некоторое снижение уровня потребления и, судя по предварительным данным, умеренное перераспределение долей основных товарных сегментов в структуре рынка. Кроме того, традиционно нельзя исключать возможного перемещения определенной части рынка в зону нелегального оборота. Один из основных рисков индустрии в условиях опережающего роста фискальной нагрузки – вероятность расширения нелегального оборота. Поэтому повышение ставки акциза, конечно, должно сопровождаться повышением эффективности администрирования рынка, в том числе в части розничных продаж», – говорит господин Клягин.
По данным УК «Финам Менеджмент» со ссылкой на ФСГС, по итогам первого полугодия 2013 года розничные продажи алкогольной продукции в России в пересчете на абсолютный алкоголь сократились на 2% по сравнению с первым полугодием 2012 года. В сегменте водки и ликероводочных изделий продажи снизились на 7%, до 79 млн дал (доля сегмента в общем объеме рынка в пересчете на абсолютный алкоголь снизилась на 2,2 п. п., с 44,4% до 42,2%). Продажи пива сократились на 2%, до 577 млн дал (доля в общем объеме рынка практически не изменилась и составила 39%).
Наталья Самойлова, руководитель аналитического отдела ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ», считает, что дополнительные часы запрета могут нанести удар по сетевым магазинам, однако многое будет зависеть от структуры товаров и ориентации самой торговой точки. «Согласно исследованиям, больше всего алкоголя покупают в период с 20:00 по 23:00, так что удар по оборотам мелких торговых точек, ориентированных на продажу алкогольной продукции, может составлять 5-7 процентов. А вот крупные «сетки» данный запрет вряд ли затронет. К примеру, доля алкоголя в общем объеме выручки известного ритейлера «О'Кей» – не более 10 процентов, так что вряд ли введение закона сильно ударит по продажам, тем более что покупатели быстро привыкают к ограничениям. Однако есть еще одна сторона медали – вероятность увеличения оборота нелегальной торговли. К тому же обойти запрет будет не так уж и сложно: некоторые магазины «дарят» алкоголь своим покупателям. К примеру, купив коробку спичек за 500 рублей, можно будет получить подарок в виде бутылки спиртного. Таким образом, налицо отрицательные последствия введения такого ограничения», – подытоживает она.
Роман Гринченко, аналитик «Инвесткафе», не думает, что для баров и ресторанов это будет существенным бонусом, так как цены в них обычно на порядок выше, а те люди, которые готовы на такую стоимость, чаще всего и так идут в них. «Более существенным будет рост выручки у «своих магазинов», которые будут продавать алкоголь дороже, чем в сетевых магазинах, а для покупателей это будет практически единственным выходом», – говорит он.
По словам генерального директора клуба профессионалов алкогольного рынка Максима Черниговского, ограничения на продажу алкоголя были введены в большинстве регионов РФ еще в 2006 году, в том числе в Петербурге. «За это время объемы потребления спиртных напитков в пересчете на абсолютный алкоголь у нас практически не изменились. Поменялась лишь ассортиментная структура потребления: стали меньше потреблять водки, больше – вин. Точно так же не изменились и обороты ритейлеров. Что касается роста выручки у предприятий общественного питания, то если она и будет, то совсем незначительная. В европейских странах продажи алкоголя в барах и ресторанах доходят до 40 процентов от общего объема потребления спиртных напитков, в России из-за высоких цен этот показатель составляет не более пяти процентов. Временное ограничение продажи алкоголя в ночное время может снизить только количество правонарушений, совершаемых людьми в состоянии алкогольного опьянения. В большинстве стран западной Европы существуют подобные ограничения. Временные рамки этих ограничений основаны на анализе полицейских сводок. На чем они основаны в России – большой вопрос», – рассказывает господин Черниговский.
Юлия Чаюн, «Коммерсантъ. Санкт-Петербург»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.