Декоративное изображение
5 283

Поделиться

СПб: Мелкая торговля на грани исчезновения

Малый бизнес медленно, но верно вытесняют с улиц Петербурга на арендуемые площади вновь построенных торговых центров, при этом постоянно повышая арендные ставки. Многие торговые точки просто вынуждены закрыться. Об этом заявили участники круглого стола, который провела Коалиция киоскеров при содействии «Медиасоюза».

По словам участников встречи, 2013 год ознаменовался целым рядом нововведений, ужесточивших правила игры для участников рынка мелкорозничной торговли. Изменяются обязательные налоговые отчисления, усложняются требования к схемам размещения торговых объектов, из доступного для торговли ассортимента вымываются целые товарные категории.

Председатель ассоциации распространителей печатной продукции «Балтийская пресса», директор фирм «Нева-пресс» и «Союзпечать» Ирина Васильева обеспокоена грядущим сокращением числа газетно-журнальных киосков. Директор компании «Пресса» Елена Салтыкова, у которой сейчас еще действует несколько десятков киосков в разных районах города, пожаловалась на фактическую ликвидацию своего дела – в утвержденной адресной программе ей оставили только один киоск. Даже «Роспечать», по словам генерального директора компании Натальи Сатурновой, сокращается процентов на тридцать.

«Уже много лет малая торговля целенаправленно уничтожается, вне зависимости от того, чем торгует – газетами или табаком. Чтобы поставить новый объект, нужно множество документов, масса времени, а выиграть торги и даже просто попасть на них практически невозможно. При этом если исчезает легальный малый бизнес, его место тут же занимает бизнес нелегальный. Необходимо объединяться, чтобы бороться с этой ситуацией, пока малая торговля полностью не ушла в тень», – констатировала депутат Заксобрания Петербурга Ирина Иванова.

Президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов подтвердил, что проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели Петербурга, характерны и для всей страны. «Из существующих сегодня в России порядка 80 тысяч киосков в 2013-2014 годах могут закрыться более трети. На фоне катастрофической нехватки торговых площадей продолжается беспрецедентное давление на малый ритейл. Почему-то считается, что это сверхмаржинальная отрасль, хотя, по данным Росстата, Минстата, несетевая торговля по норме прибыли занимает сегодня едва ли не последнее место. Например, после недавних событий в Москве было заявлено, что на торговых предприятиях, особенно в рознице, инспекторы Роспотребнадзора должны быть каждый день. Бирюлевскую овощебазу, конечно, давно следовало перенести, но где же тут логика: теперь предлагается активно проверять всю розницу, в том числе, не имеющую никакого отношения к овощам», – сказал он.

При этом, по словам эксперта, снос «неправильных» и незаконных киосков отнюдь не привел к появлению в столице киосков «правильных», а равно и альтернативных форм малой торговли: автомагазинов, разносной торговли, вендинга – всего того, что широко распространено в европейских мегаполисах.

По словам председателя Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, с начала 2000-х годов мы потеряли свыше 40 тыс. торговых точек, это 200 тыс. рабочих мест. За счет сетей и крупного ритейла Санкт-Петербург держит первенство по России по количеству торговых площадей на человека, однако, ситуацию это не спасает.

«Цены на потребительские товары у нас выше московских, а горожане ездят за продуктами в Финляндию, так как это выгоднее. Петербург был использован как экспериментальный полигон по зачистке малого торгового бизнеса с целью передать весь бизнес в руки крупной сетевой торговли. Механизмы тут самые разные, например, стали методично изымать продуктовые категории из ассортимента. Сначала пропал крепкий алкоголь, потом пропало пиво, сейчас пропадает табак», – резюмировал Третьяков.

Круглый стол в Санкт-Петербурге стал первым мероприятием в цикле встреч, запланированных Коалицией киоскеров до конца года. Российские предприниматели получат возможность еще раз обратить внимание общественности и властей на проблемы регулирования розничной торговли, ведь от их решения сегодня зависит выживание десятков тысяч предприятий мелкой розницы. АБН будет следить за развитием ситуации.

АБН СПб

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами