Декоративное изображение
2 717

Поделиться

СПб демонстрирует торговый рост

Ввод новых площадей превысил показатели прошлого года на 10%

В 2012 году в Петербурге, по данным аналитических агентств, было введено в эксплуатацию 250-300 тыс. кв. м арендопригодной площади в торговых центрах, что примерно на 10% больше аналогичного показателя за 2011 год. По прогнозам экспертов рынка недвижимости, в 2013 году прирост площадей может дойти до 12%.

По данным ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, в 2012 году в Петербурге было открыто 12 торговых центров, в результате общая арендопригодная площадь в торговых комплексах города увеличилась на 242 тыс. кв. м или на 9,6% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года и составила 2,76 млн. кв. м. Торговые комплексы открывались преимущественно в спальных районах Петербурга. Так на Приморский район пришлось 42% новых арендопригодных площадей, на Фрунзенский – 35%, на Московский – 14%.

В исследовании ASTERA говорится, что в 2013 году рынок торговой недвижимости Петербурга пополнится на 372 тыс. кв. м арендопригодных площадей. К вводу в эксплуатацию в 2013 году заявлены 13 проектов, в числе которых торговые центры «Балкания NOVA», «Жемчужная Плаза» и «Лондон Молл». Территориально прирост арендопригодных площадей придется преимущественно на Фрунзенский, Невский и Выборгский районы. В случае реализации всех заявленных проектов общая арендопригодная площадь торговых центров Петербурга увеличится на 11,8% и составит 3,1 млн кв. м, или около 621 кв. м на 1 тыс. жителей города.

Директор департамента управления объектами NAI Becar в Санкт-Петербурге Наталья Скаландис говорит, что суммарный объем ввода арендопригодных площадей за три квартала 2012 года оценивается в 207,5 тыс. кв. м.

Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, говорит, что в 2012 году было введено примерно 340 тыс. кв. м торговых площадей, включая объекты, которые открылись после реконцепции. Прирост по сравнению с 2011 годом составил около 10,4%.

«По нашим прогнозам, в 2013 году будет введено около 372 тыс. кв. м, не включая реконцепцию таких торговых комплексов, как «Пассаж», «Феличита», «Пулково 3» и ТК «Нева». Ожидаемый прирост по итогам года составит около 10,3 процента», – сообщила она.

Как рассказала «Ъ» руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St. Petersburg Тамара Попова, доля свободных площадей на конец третьего квартала 2012 года составляла 4,3%, снизившись за отчетный период на 0,6 процентных пункта по сравнению с показателем на конец первого полугодия 2012 года. «Снижение было обусловлено высокой активностью спроса: новые объекты, открывшиеся в третьем квартале, вышли на рынок с высоким уровнем заполняемости – в среднем 75 процентов, – говорит она. – По нашим прогнозам, доля свободных площадей в 2013 году будет колебаться на уровне 4-5 процентов с тенденцией к понижению. Мы ожидаем, что при сохранении текущей благоприятной экономической ситуации в России и мире итоговые значения ключевых показателей состояния рынка торговой недвижимости 2013 года будут практически аналогичны тем, которые были зафиксированы в 2011-2012 годах. Таким образом, рынок сохранит стабильность развития».

По словам Анны Никандровой, директора департамента торговой недвижимости Colliers International Санкт-Петербург, объем ввода торговых площадей примерно одинаков за последние два года: в 2011 году было введено около 200 тыс. кв. м, в 2012 году – 208 тыс. кв. м. «Доля торговых центров в общем объеме также примерно одинакова: 94 и 91 процент соответственно. В 2013 году планируется к вводу около 360 тыс. кв. м. По нашим оценкам, заметного увеличения сетей ритейлеров ожидать не стоит, так как fashion-операторы имеют ограниченные планы по развитию и тщательно подходят к выбору проектов. Ключевые fashion-операторы планируют развитие только в региональных торговых центрах с хорошим местоположением и профессиональной коммерческой и архитектурной концепцией. Так, Inditex, H&M, Marks&Spencer намерены открыть не более двух магазинов в течение трех лет и сосредоточены только на самых лучших проектах; не представленные в Санкт-Петербурге Uniqlo, Debenhams планируют выход на петербургский рынок, однако это направление не является для них приоритетным в ближайшее время», – сказала она.

Что касается арендных ставок, по данным экспертов ASTERA, в 2012 году ставки аренды в торговых комплексах выросли в рамках ежегодной индексации по действующим договорам аренды (от 5 до 10%, либо согласно уже заключенным долгосрочным договорам). Долгосрочные договоры с фиксированной арендной платой пока еще доминируют в ТК Санкт-Петербурга, однако в качественных торговых комплексах новые договоры аренды чаще всего заключаются уже на условиях «базовая арендная ставка + процент от товарооборота». Новые качественные ТК все чаще практикуют включение процента от оборота в арендную ставку.

По прогнозу госпожи Лапиной, в 2013 году арендные ставки вырастут как минимум на 8%. По оценке Colliers International Санкт-Петербург, ставки существенно не изменятся.

Юлия Чаюн, Газета «Коммерсантъ С-Петербург», №244

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами