Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
СПб демонстрирует торговый рост
Ввод новых площадей превысил показатели прошлого года на 10%
В 2012 году в Петербурге, по данным аналитических агентств, было введено в эксплуатацию 250-300 тыс. кв. м арендопригодной площади в торговых центрах, что примерно на 10% больше аналогичного показателя за 2011 год. По прогнозам экспертов рынка недвижимости, в 2013 году прирост площадей может дойти до 12%.
По данным ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, в 2012 году в Петербурге было открыто 12 торговых центров, в результате общая арендопригодная площадь в торговых комплексах города увеличилась на 242 тыс. кв. м или на 9,6% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года и составила 2,76 млн. кв. м. Торговые комплексы открывались преимущественно в спальных районах Петербурга. Так на Приморский район пришлось 42% новых арендопригодных площадей, на Фрунзенский – 35%, на Московский – 14%.
В исследовании ASTERA говорится, что в 2013 году рынок торговой недвижимости Петербурга пополнится на 372 тыс. кв. м арендопригодных площадей. К вводу в эксплуатацию в 2013 году заявлены 13 проектов, в числе которых торговые центры «Балкания NOVA», «Жемчужная Плаза» и «Лондон Молл». Территориально прирост арендопригодных площадей придется преимущественно на Фрунзенский, Невский и Выборгский районы. В случае реализации всех заявленных проектов общая арендопригодная площадь торговых центров Петербурга увеличится на 11,8% и составит 3,1 млн кв. м, или около 621 кв. м на 1 тыс. жителей города.
Директор департамента управления объектами NAI Becar в Санкт-Петербурге Наталья Скаландис говорит, что суммарный объем ввода арендопригодных площадей за три квартала 2012 года оценивается в 207,5 тыс. кв. м.
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, говорит, что в 2012 году было введено примерно 340 тыс. кв. м торговых площадей, включая объекты, которые открылись после реконцепции. Прирост по сравнению с 2011 годом составил около 10,4%.
«По нашим прогнозам, в 2013 году будет введено около 372 тыс. кв. м, не включая реконцепцию таких торговых комплексов, как «Пассаж», «Феличита», «Пулково 3» и ТК «Нева». Ожидаемый прирост по итогам года составит около 10,3 процента», – сообщила она.
Как рассказала «Ъ» руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St. Petersburg Тамара Попова, доля свободных площадей на конец третьего квартала 2012 года составляла 4,3%, снизившись за отчетный период на 0,6 процентных пункта по сравнению с показателем на конец первого полугодия 2012 года. «Снижение было обусловлено высокой активностью спроса: новые объекты, открывшиеся в третьем квартале, вышли на рынок с высоким уровнем заполняемости – в среднем 75 процентов, – говорит она. – По нашим прогнозам, доля свободных площадей в 2013 году будет колебаться на уровне 4-5 процентов с тенденцией к понижению. Мы ожидаем, что при сохранении текущей благоприятной экономической ситуации в России и мире итоговые значения ключевых показателей состояния рынка торговой недвижимости 2013 года будут практически аналогичны тем, которые были зафиксированы в 2011-2012 годах. Таким образом, рынок сохранит стабильность развития».
По словам Анны Никандровой, директора департамента торговой недвижимости Colliers International Санкт-Петербург, объем ввода торговых площадей примерно одинаков за последние два года: в 2011 году было введено около 200 тыс. кв. м, в 2012 году – 208 тыс. кв. м. «Доля торговых центров в общем объеме также примерно одинакова: 94 и 91 процент соответственно. В 2013 году планируется к вводу около 360 тыс. кв. м. По нашим оценкам, заметного увеличения сетей ритейлеров ожидать не стоит, так как fashion-операторы имеют ограниченные планы по развитию и тщательно подходят к выбору проектов. Ключевые fashion-операторы планируют развитие только в региональных торговых центрах с хорошим местоположением и профессиональной коммерческой и архитектурной концепцией. Так, Inditex, H&M, Marks&Spencer намерены открыть не более двух магазинов в течение трех лет и сосредоточены только на самых лучших проектах; не представленные в Санкт-Петербурге Uniqlo, Debenhams планируют выход на петербургский рынок, однако это направление не является для них приоритетным в ближайшее время», – сказала она.
Что касается арендных ставок, по данным экспертов ASTERA, в 2012 году ставки аренды в торговых комплексах выросли в рамках ежегодной индексации по действующим договорам аренды (от 5 до 10%, либо согласно уже заключенным долгосрочным договорам). Долгосрочные договоры с фиксированной арендной платой пока еще доминируют в ТК Санкт-Петербурга, однако в качественных торговых комплексах новые договоры аренды чаще всего заключаются уже на условиях «базовая арендная ставка + процент от товарооборота». Новые качественные ТК все чаще практикуют включение процента от оборота в арендную ставку.
По прогнозу госпожи Лапиной, в 2013 году арендные ставки вырастут как минимум на 8%. По оценке Colliers International Санкт-Петербург, ставки существенно не изменятся.
Юлия Чаюн, Газета «Коммерсантъ С-Петербург», №244
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?