Декоративное изображение
5 064

Поделиться

Spar эпохи «Просвещения»

Максим Гришаков, возглавивший «Спар Ритэйл» (управляет сетью Spar) в октябре текущего года, надеется, что ему поможет большой опыт работы с клиенто-ориентированными компаниями Wrigley и Kimberly Clark. В будущем году г-н Гришаков потратит около 25–30 млн евро на реконструкцию имеющихся и открытие новых магазинов. В текущей финансовой ситуации сети рискованно прирастать новыми точками, но и не развиваться в условиях сегодняшней конкуренции нельзя, считают эксперты рынка.

Последние два месяца с момента своего назначения глава «Спар Ритэйл» (основной владелец – бизнесмен Александр Мамут) Максим Гришаков, по его словам, занимался работой с топ-командой: сменой кадров (компания смогла даже подписать бывшего менеджера Tesco), проработкой стратегии, анализом текущего положения дел и ошибок предыдущих управленцев.

Для г-на Гришакова Spar – первый опыт управления в ритейле, хотя, по его признанию, ему всегда было интересно поработать «по эту сторону» потребительского рынка. Ранее, около 15 лет своей карьеры он посвятил производственным компаниям: Wrigley и Kimberly Clark. При нем производитель жевательной резинки и кондитерки договорился о покупке за 300 млн 80% акций Одинцовской кондитерской фабрики (ОКФ), выпускающей конфеты под маркой «А.Коркунов». На тот момент это была крупнейшая для кондитерского рынка сделка.

В конце 2012 года он возглавил издательство «Просвещение», а спустя девять месяцев покинул книжный бизнес, одновременно с тем, как совет директоров издательства возглавил Аркадий Ротенберг. По словам г-на Гришакова, это не связанные события, приглашение в Spar и назначение г-на Ротенберга, они шли параллельно.

Сегодня «Спар Ритэйл» управляет 27 магазинами в столичном регионе, а также в Тверской, Ивановской и Владимирской областях. (У нидерландского ритейлера есть еще десять партнеров-франчайзи в России.) Александру Мамуту принадлежит 61% в «Спар Ритэйл» через фонд A&NN Capital Management, 36% – фонду Russian Retail Growth Fund, 3% – у экс-гендиректора компании Дмитрия Маслова.

По итогам 2013 года выручка сети составит 7 млрд руб., сообщил Максим Гришаков. По данным компании, ее долг сегодня составляет 2,3 млрд руб. В сравнении с прошлым годом выручка уменьшится на 4–5%, признается г-н Гришаков, объясняя снижение показателя тем, что компания закрывала некоторые магазины на реконструкцию. К концу 2016 года Spar планирует провести реновацию всех старых магазинов, открыть 30 новых торговых точек и довести выручку до 25 млрд руб.

От наступающего года новый гендиректор ожидает роста выручки до 10,5 млрд руб. Сегодня валовая рентабельность компании составляет 29,8%. Spar рассчитывает увеличивать этот показатель на 0,5–1 п.п. в год за счет оптимизации ассортимента и работы с поставщиками. Уже сегодня, по словам гендиректора компании, ритейлер пересмотрел ассортиментную матрицу, сократив количество товарных наименований в магазинах с 25 тыс. до 12–13 тыс. наименований.

За три года компания намерена инвестировать в развитие 20–25 млн евро, которые будут направлены на реконструкцию существующих и открытие новых магазинов. Финансировать развитие ритейлер будет частично из собственной прибыли, частично за счет средств акционеров.

Аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева считает, что при довольно высоком показателе долг к EBITDA – выше четырех – дальнейшее агрессивное увеличение количества магазинов выглядит опасно с точки зрения показателей рентабельности и финансовой устойчивости сети. С другой стороны, в 2014 году, когда агрессивная экспансия крупнейших ритейлеров из первой десятки будет направлена на Москву и область, небольшим ритейлерам необходимо бороться за привлекательные площадки. «Получается, что они в каком-то смысле заложники ситуации», – констатирует аналитик.

Довольно скромный показатель рентабельности по EBITDA, который компания планирует получить в 2014 году (4–5%) говорит о том, что магазины сети не генерируют достаточно выручки на квадратный метр для компенсации относительно высоких операционных издержек, что в том числе обусловлено необходимостью закрывать отдельные магазины сети на реконструкцию.

В целом стратегия, которую описал г-н Гришаков, схожа с той, что была разработана при его предшественнике Викторе Балашове (РБК daily располагает презентацией компании для инвесторов в прошлой редакции). Супермаркеты должны были занять свободную нишу между «Перекрестком» и премиальными сетями «Азбука вкуса» и «Глобус Гурмэ». Доля категории fresh в товарной матрице составляет не менее 50%, компания серьезно фокусируется на собственном производстве продуктов и т.д. Виктор Балашов покинул компанию в августе, позднее пришел в ТД «Мария».

Анна Левинская, РБК Daily

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами