Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Spar эпохи «Просвещения»
Максим Гришаков, возглавивший «Спар Ритэйл» (управляет сетью Spar) в октябре текущего года, надеется, что ему поможет большой опыт работы с клиенто-ориентированными компаниями Wrigley и Kimberly Clark. В будущем году г-н Гришаков потратит около 25–30 млн евро на реконструкцию имеющихся и открытие новых магазинов. В текущей финансовой ситуации сети рискованно прирастать новыми точками, но и не развиваться в условиях сегодняшней конкуренции нельзя, считают эксперты рынка.
Последние два месяца с момента своего назначения глава «Спар Ритэйл» (основной владелец – бизнесмен Александр Мамут) Максим Гришаков, по его словам, занимался работой с топ-командой: сменой кадров (компания смогла даже подписать бывшего менеджера Tesco), проработкой стратегии, анализом текущего положения дел и ошибок предыдущих управленцев.
Для г-на Гришакова Spar – первый опыт управления в ритейле, хотя, по его признанию, ему всегда было интересно поработать «по эту сторону» потребительского рынка. Ранее, около 15 лет своей карьеры он посвятил производственным компаниям: Wrigley и Kimberly Clark. При нем производитель жевательной резинки и кондитерки договорился о покупке за 300 млн 80% акций Одинцовской кондитерской фабрики (ОКФ), выпускающей конфеты под маркой «А.Коркунов». На тот момент это была крупнейшая для кондитерского рынка сделка.
В конце 2012 года он возглавил издательство «Просвещение», а спустя девять месяцев покинул книжный бизнес, одновременно с тем, как совет директоров издательства возглавил Аркадий Ротенберг. По словам г-на Гришакова, это не связанные события, приглашение в Spar и назначение г-на Ротенберга, они шли параллельно.
Сегодня «Спар Ритэйл» управляет 27 магазинами в столичном регионе, а также в Тверской, Ивановской и Владимирской областях. (У нидерландского ритейлера есть еще десять партнеров-франчайзи в России.) Александру Мамуту принадлежит 61% в «Спар Ритэйл» через фонд A&NN Capital Management, 36% – фонду Russian Retail Growth Fund, 3% – у экс-гендиректора компании Дмитрия Маслова.
По итогам 2013 года выручка сети составит 7 млрд руб., сообщил Максим Гришаков. По данным компании, ее долг сегодня составляет 2,3 млрд руб. В сравнении с прошлым годом выручка уменьшится на 4–5%, признается г-н Гришаков, объясняя снижение показателя тем, что компания закрывала некоторые магазины на реконструкцию. К концу 2016 года Spar планирует провести реновацию всех старых магазинов, открыть 30 новых торговых точек и довести выручку до 25 млрд руб.
От наступающего года новый гендиректор ожидает роста выручки до 10,5 млрд руб. Сегодня валовая рентабельность компании составляет 29,8%. Spar рассчитывает увеличивать этот показатель на 0,5–1 п.п. в год за счет оптимизации ассортимента и работы с поставщиками. Уже сегодня, по словам гендиректора компании, ритейлер пересмотрел ассортиментную матрицу, сократив количество товарных наименований в магазинах с 25 тыс. до 12–13 тыс. наименований.
За три года компания намерена инвестировать в развитие 20–25 млн евро, которые будут направлены на реконструкцию существующих и открытие новых магазинов. Финансировать развитие ритейлер будет частично из собственной прибыли, частично за счет средств акционеров.
Аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева считает, что при довольно высоком показателе долг к EBITDA – выше четырех – дальнейшее агрессивное увеличение количества магазинов выглядит опасно с точки зрения показателей рентабельности и финансовой устойчивости сети. С другой стороны, в 2014 году, когда агрессивная экспансия крупнейших ритейлеров из первой десятки будет направлена на Москву и область, небольшим ритейлерам необходимо бороться за привлекательные площадки. «Получается, что они в каком-то смысле заложники ситуации», – констатирует аналитик.
Довольно скромный показатель рентабельности по EBITDA, который компания планирует получить в 2014 году (4–5%) говорит о том, что магазины сети не генерируют достаточно выручки на квадратный метр для компенсации относительно высоких операционных издержек, что в том числе обусловлено необходимостью закрывать отдельные магазины сети на реконструкцию.
В целом стратегия, которую описал г-н Гришаков, схожа с той, что была разработана при его предшественнике Викторе Балашове (РБК daily располагает презентацией компании для инвесторов в прошлой редакции). Супермаркеты должны были занять свободную нишу между «Перекрестком» и премиальными сетями «Азбука вкуса» и «Глобус Гурмэ». Доля категории fresh в товарной матрице составляет не менее 50%, компания серьезно фокусируется на собственном производстве продуктов и т.д. Виктор Балашов покинул компанию в августе, позднее пришел в ТД «Мария».
Анна Левинская, РБК Daily
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?