Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Совладелец «Эксмо» и АСТ покупает «Дрофу»
Олег Новиков тянется к знаниям
«Дрофа» Константина Драгана перейдет под контроль издательства АСТ, принадлежащего совладельцу «Эксмо» Олегу Новикову. Одно из крупнейших российских издательств учебников может быть оценено в $50–70 млн. Два года назад его пытались купить нынешние владельцы «Просвещения» – «Олма Медиа Групп» Олега Ткача и Владимира Узуна.
Решение по ходатайству ООО «Издательство АСТ» опубликовано в среду на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Ведомство разрешает АСТ приобрести структуры издательства «Дрофа» – 61% в ООО «Дрофа», 100% в ООО «Дрофа Холдинг» (оно же контролирует оставшиеся 39% ООО «Дрофа»), 100% в ООО «Издательство ДИК». По данным «СПАРК-Интерфакс», все эти доли сейчас принадлежат основателю «Дрофы» Константину Драгану. Сделка между АСТ и «Дрофой» находится на завершающей стадии, подтвердили два источника “Ъ”, знакомых с ситуацией. По словам одного из них, она может быть закрыта уже на этой неделе. Основной владелец АСТ Олег Новиков подтвердил наличие предварительных договоренностей о сделке. «Сделка готовится, в ближайшее время будет закрыта»,– подтвердил председатель совета директоров «Дрофы» Александр Кондаков.
Господин Новиков стал основным владельцем АСТ в минувшем декабре. По данным Kartoteka.ru, ему принадлежат 87,5% компании. Он же вместе с Андреем Гредасовым является основателем и совладельцем другого крупнейшего российского издательства – «Эксмо». Для «Эксмо» и АСТ приобретение «Дрофы» – необходимая инвестиция, «выбора нет», уверен осведомленный о сделке собеседник “Ъ” на книгоиздательском рынке: рынок потребительской литературы постепенно сужается, интернет-продажи пока не вышли на значимый уровень, а учебная литература, напротив, приносит стабильные обороты и прибыль. По его мнению, оценка бизнеса «Дрофы» в ходе сделки может находиться в интервале $50–70 млн. Это примерно 1,7–2,4 млрд руб. по курсу ЦБ.
Выручка ООО «Дрофа», основной структуры издательства, в 2012 году составила 1,284 млрд руб., чистая прибыль – 210,2 млн руб. В этом же году компания, по данным «СПАРК-Интерфакс», получила от госструктур контракты на 243,4 млн руб. В 2013 году сумма контрактов выросла до 487,3 млн руб. Например, только в рамках отдельных контрактов дирекция департамента образования Москвы закупила учебников на 56,2 млн руб., министерство образования Чеченской республики – на 51,8 млн руб. По оценке издания «Книжная индустрия», на «Дрофу» в 2013 году могло приходиться 3,62% всех продаж российского книжного рынка. Для сравнения: доля «Эксмо» – 14,93%, АСТ – 9,6%. Среди издательств, специализирующихся именно на учебниках, «Дрофу» также опережают «Просвещение» с 10,71% всего книжного рынка и «Баласс» с 4,31%. Оборот российского книжного рынка, по данным отчета «Роспечати», в 2013 году мог достигнуть 78 млрд руб. с учетом бюджетных закупок.
Константин Драган давно рассматривал варианты выхода из бизнеса. В частности, до середины 2012 года он вел переговоры с другой крупной российской издательской группой – «Олма Медиа Групп» Олега Ткача и Владимира Узуна. В июле 2012 года «Олма» отозвала из ФАС свое ходатайство на покупку «Дрофы». Как предполагали тогда источники “Ъ”, в ФАС «не было единства» по поводу ответа на ходатайство – всего лишь примерно за полгода до того, в декабре 2011-го, «Олма» приватизировала 100% «Просвещения». В ходе этой сделки издательство было оценено в 2,25 млрд руб. (на тот момент около $70 млн). Если бы «Олма» поглотила и «Дрофу», она могла бы получить тогда 37,5% рынка всей учебно-методической литературы (дошкольной и школьной), или около 51% рынка учебников для школы, одобренных Минобрнауки, оценивали эксперты. В группе тогда говорили, что лишь взяли паузу для уточнения параметров сделки, но фактически с тех пор «Олму» приобретение «Дрофы» уже не интересовало, считает собеседник “Ъ” в одном из крупных издательств.
Павел Белавин, Анна Афанасьева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.