Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Совет Федерации решил ограничить наценки в торговле
В четверг прошло первое заседание созданной Госдумой рабочей группы по доработке законопроекта «О торговле», внесенного правительством и прошедшего первое чтение. Среди предложенных к нему поправок — ограничение предельного размера торговой наценки, исходящее от Совета Федерации.
Как сообщил участник рабочей группы, поправка Совета Федерации предполагает введение механизма регулирования торговых наценок, согласно которому максимальная наценка на социально значимые товары составляет от 10 до 15%, на все остальные — до 25%.
Участники рынка считают, что такое вмешательство в рыночные механизмы ни к чему хорошему не приведет. Другая точка зрения состоит в том, что если уж вводить подобную меру, то следует охватить ценообразовательную цепочку на все товары.
«Всякая попытка административного регулирования рыночных взаимоотношений, как правило, добром не заканчивается, — подчеркнул в интервью BFM.ru директор департамента по работе с инвесторами торговой сети «Магнит» Олег Гончаров. — Все участники процесса забывают, что конечным потребителем являются наши сограждане».
Директор Союза независимых сетей Ирина Канунникова считает, что если и вводить ограничение наценок, то нужно, чтобы была охвачена вся цепочка — от производителя до торговли. «Как мы поняли, это пока не предусматривается, — говорит она. — Любой перекос и ограничения провоцируют различного рода злоупотребления. Если будет вырван один сегмент из контекста, это может повлечь за собой мультипликативный перекос».
При этом социально значимые товары сети и так продают с минимальной наценкой, указывает глава союза. «Если посмотреть на акции, которые сейчас проходят в сетях — это акции в первую очередь касающиеся товаров категории первой необходимости. Розница на этих группах товаров никогда не зарабатывала. Если нужно не просто ввести популистские меры, а выровнять алгоритм ценообразования, нужно смотреть всю цепочку товаров или внедрять наше предложение о карточках питания для социально-незащищенных слоев населения», — говорит Ирина Канунникова.
Наука тоже против
Накануне было обнародовано касающееся проблем российской розничной торговли исследование доктора экономических наук, первого проректора Высшей школы экономики Вадима Радаева. В нем утверждается, что законопроект о торговле в принципе не является системным документом и предлагает меры по регулированию только узкого сектора отрасли — розничных сетей, что может увеличить проблемы как российских ритейлеров, так и отечественных поставщиков.
В частности, отмена дополнительных платежей сетям поставщиками, так называемых бонусов, предусмотренная законопроектом о торговле, не поможет мелким производителям, так как главным препятствием для их доступа в сети является невозможность выполнить технологические требования современной сетевой торговли.
«Многие мелкие поставщики в принципе не могут выполнить функциональные требования розничных сетей — большие объемы и бесперебойность поставок (причем в течение всего года, а не отдельного сезона), стандартное качество продукции, ненадлежащие условия хранения и транспортировки, фасовки и упаковки», — поясняется в исследовании.
Более того, говорит Вадим Радаев, первыми пострадают именно отечественные торговые сети. «Одним из доводов в пользу ограничения роста сетей и крупных форматов выступают патриотические аргументы о защите интересов отечественного производителя. Однако сторонникам таких аргументов следует иметь в виду весь комплекс мер. Есть основания считать, что предлагаемые ограничения будут более болезненными именно для отечественных розничных сетей, поскольку иностранные сети имеют большой потенциал прочности в виде финансовых ресурсов и отлаженных бизнес-моделей», — поясняет ученый.
По его словам, не следует забывать, что иностранным сетям проще договариваться на взаимовыгодной основе и с иностранными производителями. «И это в конечном счете может обернуться против отечественных производителей. Ведь соблюдение ограничений по доле импортных товаров в рознице контролировать не так просто. А с учетом прогрессирующего переноса производства глобальных компаний на территорию России эти ограничения и вовсе преодолеваются», — резюмировал Вадим Радаев.
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?