«МегаФон» настоял на своем
Совет директоров «МегаФона» утвердил стратегию развития сотовой розницы: за полтора года оператор планирует выстроить монобрендовую сеть, потратив до $200 млн. Свободных активов для поглощения на рынке салонов связи практически не осталось, но заявленных инвестиций вполне хватит, чтобы создать сеть органическим путем, считают эксперты.
По словам источника “Ъ”, близкого к совету директоров оператора, согласно стратегии, одобренной в минувший вторник, «МегаФон» намерен развивать монобрендовую сеть (сейчас владеет порядка 300 офисов продаж), инвестировав в ее развитие до $200 млн. Источник в компании уточняет: чтобы чувствовать себя комфортно, оператору необходима сеть как минимум из 1,5 тыс. салонов. «Мы планируем продавать контракты только в своих магазинах и независимых сетях, если таковые останутся,— рассказывает собеседник “Ъ”.— Платить вознаграждение сторонним ритейлерам за подключение абонентов при наличии хорошо функционирующей своей сети, а также постоянно контролировать выполнение их обязательств, не имеет никакого смысла».
В «МегаФоне» не комментируют решения совета директоров. На вопрос, будет ли «МегаФон» приобретать «Цифроград» (как сообщал “Ъ” 11 января, оператор получил в дар одну акцию ритейлера, чтобы получить преимущественное право его покупки), пресс-секретарь «МегаФона» Татьяна Зверева не смогла ответить однозначно, подчеркнув, что оператору «интересно развитие розничного направления».
«МегаФон» может отказаться от крупных покупок, считают аналитики UniCredit. «Компания, вероятно, сохранит консервативный подход к выходу на рынок розничной торговли, так как оператор полагает, что экономическая эффективность инвестиций в сети салонов стала сомнительной, учитывая их долговое бремя»,— писали аналитики UniCredit в своем отчете по итогам недавней встречи с гендиректором «МегаФона» Сергеем Солдатенковым.
Собственную монобрендовую сеть планировала развивать МТС. Ее преимущество перед мультибрендовой сетью президент АФК «Система» (владеет 52,8% МТС) Леонид Меламед в прошлом году объяснял так: «Любой крупный международный оператор обеспечивает 30–% продаж через собственную монобрендовую сеть. МТС пока обеспечивает только 8%. Создавая монобрендовую сеть, мы автоматически распространяем на нее популярность бренда МТС». Сейчас у МТС примерно 1,7 тыс. салонов, работающих под вывеской оператора, после покупки «Телефон.ру» МТС перейдут еще 512 точек продаж. Еще 380 салонов связи МТС планирует купить у «Эльдорадо». «Евросеть», 49,9% которой принадлежит третьему оператору «большой тройки» «Вымпелкому», только в России владеет 4,9 тыс. салонов.
«Хороших активов, выставленных на продажу, на рынке сотового ритейла уже не осталось, поэтому “МегаФон” будет в ближайшей перспективе испытывать существенные сложности с точки зрения подключения абонентов, зато через год-полтора у него будет отлаженная собственная розничная сеть. $200 млн для реализации этого проекта вполне достаточно»,— считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Инна Ерохина, Анна Балашова, КоммерсантЪ