Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Сохранить бизнес помогают приемные дети
Формула сохранения семейного бизнеса в Японии: усыновление наследников
Предпринимательский талант и способности не обязательно передаются по наследству. Но семейный бизнес в Японии процветает — в том числе, благодаря приемным наследникам
В Японии одни из самых высоких показателей усыновления: ежегодно новую семью обретают более 80 тысяч приемных детей, и более 90% из них — совершеннолетние мужчины старше 20-30 лет.
Объясняется эта статистика, в частности, многовековыми традициями семейного бизнеса. Исторически семьи, в которых были только дочери, должны были искать наследника — приемного сына, чтобы он мог продолжать семейный бизнес и носить фамилию рода. Либо если родной отпрыск не соответствовал такой важной миссии, то вопрос решался благодаря усыновлению. Семейных компаний в Японии много, даже среди крупного бизнеса. В частности, таковыми остаются Toyota и Suzuki, производитель фототехники Canon, отмечает The Economist.
Исторически усыновление было больше распространено в западной части Японии, поскольку проживающие там династии торговцев стремились найти надежного продолжателя семейного дела, поясняет BBC. Если не довелось подготовить хорошего преемника, старались подбирать более толкового кандидата в мужья для одной из дочерей — прагматичный подход для процветания семейного дела.
До Второй мировой войны гражданский кодекс в Японии предусматривал, что семейный капитал передается по мужской линии, традиция предписывала, что наследует его старший сын. И хотя в послевоенное время нормы изменились, в деловых династиях привычка берет свое. И сегодня даже если дочери могут руководить какими-то обеспечивающими подразделениями, бэк-офисом, то «внешний» менеджмент — по-прежнему мужская задача, отмечает комментатор The Economist. С падением рождаемости вероятность традиционного сценария передачи семейного дела снижается.
Владельцы семейных компаний часто выбирают приемных сыновей среди самых перспективных топ-менеджеров. Например, в Suzuki четыре раза подряд руководство бизнеса переходило к приемным наследникам — очередным из них стал действующий председатель правления и генеральный директор Осаму Судзуки.
Президент Matsui Securities Митио Мацуи также стал приемным сыном и ему пришлось взять новую фамилию. «Я у родителей старший сын, поэтому не решался пойти в приемную семью», — вспоминал Мацуи в беседе с BBC. По его словам, родные поддержали: «Возможно, это твоя судьба».
Как пишет The Economist, многие формальные усыновления сочетаются с «договорными браками» (о-миаи): в этом случае зять, принимаемый в семью, берет фамилию своей новой родни.
«Если, заключая брак, вы входите в предпринимательскую семью, вы понимаете, на что рассчитывают в данном случае: вы должны быть хорошим любящим мужем и отцом и надежным грамотным специалистом в бизнесе», — говорит социолог Марико Фудзивара. По ее словам, если ожидания ясны с самого начала, то, как и с любой взаимовыгодной договоренностью, так даже проще.
Тиэко Датэ работает консультантом и помогает устраивать такие браки между перспективными молодыми людьми и наследницами деловых кланов. В ее компании утверждают, что на их счету уже 600 успешных зятьев. Основная клиентура — владельцы малого и среднего семейного бизнеса. Задача Датэ непростая, ведь это не только деловая сделка: если в паре нет взаимной симпатии, и для брака, и для бизнеса это может обернуться крахом.
«Семейный бизнес, которым управляют зятья, во многих случаях значительно успешнее, чем предприятия, возглавляемые прямыми кровными наследниками», — говорил в интервью BBC инвестиционный эксперт Яшуаки Киносита из управляющей компании Nissay Asset Management, инвестирующей в японские компании. Когда речь идет о котируемой компании, остающейся семейным бизнесом, для него в инвестиционных решениях принципы корпоративного управления и преемственности являются существенными минусами.
Известный предприниматель и филантроп XIX века Эндрю Карнеги, как известно, считал, что унаследованное богатство не способствует таланту и усердию. Возможно, поэтому он передал большую часть своего состояния на благотворительность. Исследования в целом подтверждают точку зрения Карнеги: компании, возглавляемые наследниками, часто показывают менее убедительные результаты на фоне корпораций с профессиональным наемным менеджментом. Но Япония составляет исключение, пишет The Economist. В недавнем исследовании Journal of Financial Economics были сделаны выводы, что семейные компании в Японии «поразительно конкурентоспособны» и, судя по всему, наследственное руководство является предпосылкой, а не помехой для хороших результатов.
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?