Декоративное изображение
2 785

Поделиться

Собственник ритейл-гиганта Maxima открывает аптечный бизнес в Украине

На украинский рынок выходит Vilniaus Prekyba (VP Group) – один из крупнейших ритейл-холдингов Прибалтики, присутствующий также в Польше и Болгарии. Компания оперирует FMCG-гигантом Maxima Group, сетью аптек Euroapotheca, а также гипермаркетами стройматериалов и товаров для дома Ermitažas. В 2013 году консолидированная выручка группы и ее структурных подразделений составила 2,972 млрд евро. В Украине она начнет работу с развития фармацевтического направления.

Планы уже в мае открыть в Киеве первую торговую точку под вывеской «Евроаптека» подтвердила Ольга Мельник, директор компании «Еврофармацея» – оператора будущей аптеки. Генеральный директор Euroapotheca Раймонда Кижене (Raimonda Kižienė) подчеркивает, что компания планирует открывать в Украине пока только одну аптеку, которая позволит группе изнутри наблюдать за украинским рынком перед возможной экспансией.

«На данный момент мы делаем только первые шаги в Украине – у нас еще много вопросов, на которые необходимо ответить в первую очередь для себя. Только тогда мы сможем принимать стратегические решения по развитию в этой стране», – сообщила Кижене. По ее словам, в Украине Euroapotheca хочет прежде всего узнать своих потенциальных клиентов и их потребности, научиться управлять цепочкой поставок, а также понять конкурентную среду и правовую систему.

На данный момент мы делаем только первые шаги в Украине – у нас еще много вопросов, на которые нам необходимо ответить в первую очередь для себя. Только тогда мы сможем принимать стратегические решения по развитию в этой стране Раймонда Кижене, гендиректор Euroapotheca

Согласно информации консалтинговой компании RetailNet, первая аптека литовского холдинга в Киеве откроется на улице Голосеевской, а ее площадь составит около 100 кв. м. Директор RetailNet Александр Ланецкий оценивает инвестиции в эту торговую точку примерно на уровне 1 млн гривен. Валерий Гудзенко, генеральный директор сети аптек TAS (оперирует 50 аптеками в Киевской и Донецкой областях), дает несколько меньшую оценку начальных вложений VP Group в первую точку – 700-800 тыс. гривен.

Тем не менее, к перспективам литовской сети в Украине он относится скептически. «Конкуренция сегодня очень жесткая. Если раньше в Киеве на одну аптеку приходилось около 3500  жителей, то теперь – всего 1800-2000. В Европе этот показатель сейчас в среднем составляет 3500 человек на аптеку», – констатирует Гудзенко.

Перенасыщенным рынок фармацевтического ритейла считает и директор компании «Агентство Медицинского маркетинга» Юрий Чертков. Согласно его данным, в Украине работает порядка 22 000 аптек при реальной необходимости на уровне 12 000. При этом объем рынка в 2014 году по сравнению с 2013-м в гривне вырос на 13% до 41 млрд гривен, а в «твердой валюте» сократился на 20% (при пересчете по среднегодовому курсу НБУ – до $3,45 млрд).

По словам Гудзенко, рентабельность фармацевтического ритейла в Украине сейчас близка к нулю. Так, средней украинской аптеке требуется 15-18 месяцев для прохождения точки безубыточности, и 45 месяцев – для выхода на самоокупаемость. «Мы не боимся конкуренции, потому что пришедшим в Украину придется работать в том же правовом поле, с теми же наценками, – поясняет Гудзенко. – Возле них точно так же будут открываться частники, которые работают без кассовых аппаратов, и, возможно, торгуют фальсификатом. Поскольку удержать цены им [«Евроаптеке»] будет трудно, я не знаю, в чем они будут иметь преимущество».

У ритейлеров, которые сегодня смотрят на украинский рынок, следующая логика: сейчас – в период низких арендных плат и окладов – выгодно заходить, чтобы получить хорошие площади и условия (Александр Ланецкий, директор RetailNet)

Чертков указывает, что минимально значимые украинские сети насчитывают минимум 200 аптек: «Я не думаю, что в ближайшие три года «Евроаптека» разовьется в серьезную национальную сеть. Там [в Прибалтике] у них хорошие позиции и управление ассортиментом. Они пришли с классной моделью, но на украинском рынке ситуация другая – здесь объединяются в альянсы, многое зависит от связей и т.д.». В качестве негативного примера выхода на украинский рынок эксперт приводит «Риглу», одну из крупнейших российских аптечных сетей. Начав работу в Украине с середины 2000-х, компания сейчас владеет только пятью аптеками в Киеве.

Недостатком «Евроаптеки» Чертков также считает отсутствие модели франчайзинга – в развитии сети компании могло бы помочь привлечение других операторов или мелких предпринимателей, терпящих ныне убытки.

В то же время Ланецкий указывает на то, что кризис также предоставляет новые возможности для инвесторов. «У ритейлеров, которые сегодня смотрят на украинский рынок, следующая логика: сейчас – в период низких арендных плат и окладов – выгодно заходить, чтобы получить хорошие площади и условия», – объясняет он мотивацию VP Group выйти на украинский рынок именно в данное время.

По его оценкам, доля фармацевтического направления в выручке холдинга небольшая – порядка 10%. Основу бизнеса компании формирует Maxima Group, развивающая традиционный FMCG-ритейл, однако компания пока не декларирует планов захода в Украину в этом сегменте. Как показывает опыт Польши, VP Group может достаточно долго присматриваться к новому рынку перед выводом своего флагмана – с момента открытия первой польской Euroapteka в 2001 году до закрытия сделки по приобретению местного ритейлера Aldik прошло 11 лет.

Фото Shutterstock

Forbes Ua

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами