Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 822
Поделиться
Снижение ввозных пошлин на обувь плохо отразилось на отрасли
Снижение ввозных таможенных пошлин на обувь в 2006-2008 годах негативно отразилось на отрасли, считают эксперты, в то время как их увеличение наряду с другими мерами государства снизит огромный поток импорта и позволит российским предприятиям увеличить объемы выпуска и продаж.
В частности, по оценкам экспертов, до 2006 года средневзвешенная ввозная пошлина на обувь составляла 30%, сейчас - 22,6%.
"Убеждены, что снижение ввозных пошлин на обувь идет во вред отечественному производителю, который, по разным оценкам, на сегодняшний день занимает от 10% до 20% рынка", - считает президент Партнерства розничных обувных компаний Алексей Кистенев. По его мнению, российский обувной рынок на сегодняшний день оказался на пути монополизации, "когда конкурентная борьба разворачивается между импортерами-ритейлерами и мелкими импортерами".
По мнению вице-президента ОАО "Рослегпром" Александра Круглика, на сегодняшний день российский производитель конкурирует с официальными импортерами, нелегальными и теневыми производителями. "Официальный импорт растет в последние годы в разы. Наше производство не может так развиваться. Нет равных условий для конкуренции", - говорит Круглик. В частности по данным Федеральной таможенной службы, в январе-августе 2009 года импорт обуви в РФ вырос на 33,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
В свою очередь генеральный директор Российского кожевенного союза Александра Андрунакиевич также отмечает, что из-за снижения пошлин доля российских производителей снизилась после 2005 года до 10% с 19,8%, а импорт вырос в четыре раза - с 67 миллионов пар в год в 2004 году до 240 миллионов пар в 2008 году. Стали закрываться фабрики: количество официально отчитывающихся фабрик, отметила специалист, сократилось со 180 в 2005 году до 67 по итогам первого полугодия 2009 года. По словам Андрунакиевич, в частности унификация пошлин в рамках создаваемого единого Таможенного союза РФ с Белоруссией и Казахстаном вряд ли положительно скажется на отрасли, не только в случае установления низкой таможенной пошлины. Так, поясняет она, в РФ может хлынуть поток нелегального импорта и контрабанды из Казахстана, где границы с Китаем весьма условные, и отсутствует собственное обувное производство.
В целом участники рынка отмечают, что правительство, безусловно, предпринимает меры по поддержке отрасли, но они "половинчатые" и их недостаточно, подчеркивая, что российская обувная отрасль достойна и способна конкурировать с западными производителями.
"Да, государство что-то делает, но это половинчатые меры. Мы настолько отстали, что нужна государственная воля, чтобы сделать рывок", - говорит Круглик. В свою очередь Андрунакиевич отмечает, что в государственной поддержке очень важен временной период. "Конечно, государство поддерживает, но все это очень долго и не вовремя", - считает она. Так, пояснила специалист, снижение пошлин в 2005 году, например, произошло как раз в преддверии роста доходов населения и потребительского спроса, а необходимые постановления по поддержке были приняты в 2007 году, когда уже начался "исход из производства".
Так, в 2007 году, в частности, был введен беспошлинный режим на ввоз необработанных шкур. Также в текущем году 2009 году правительство РФ распорядилось установить на постоянной основе нулевые ставки пошлин на импорт отдельного вида сырья, используемого в кожевенном производстве. Льготные ставки пошлин установлены, в частности, на органические и синтетические дубильные вещества, отделочные средства, средства для ускорения крашения и фиксации красителей. Первый раз решение об обнулении было принято в августе 2008 года, до этого по большинству товарных позиций пошлина составляла 5%.
Между тем в министерстве промышленности и торговли РФ подчеркивают, что государство предпринимает все необходимые меры по стабилизации ситуации в отрасли. Как заверил заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Олег Кащеев, министерство делает все для того, чтобы, согласно решению правительства, до 1 октября 2009 года подписать и утвердить стратегию развития легкой промышленности до 2020 года, одобренную в целом государством, а самое главное - меры по ее реализации. "Мы ставим задачу, чтобы все, что задумано, было претворено в жизнь", - сказал чиновник. Он подчеркнул, что министерство не ставит перед собой задачу введения каких-либо запретительных или ограничительных мер, а выступает за здоровую конкуренцию.
Одной из мер по защите отечественного рынка легкой промышленности является, в том числе, и тарифно-таможенное регулирование. По словам Кащеева, в рамках создания единого Таможенного союза планируется унификация таможенных тарифных пошлин. "Здесь мы исходим из того, что наши пошлины должны обеспечивать как защиту нашего рынка, так и рынков наших партнеров по союзу. Сейчас мы ведем работу, что бы пошлины на обувь вернулись к тому уровню, который был раньше, или, хотя бы, составили 15%, как сегодня у наших партнеров по союзу - Белоруссии", - сказал представитель Минпромторга. По его словам, это позволит в должной степени защищать отечественный рынок, в первую очередь от контрабандной продукции.
Кроме того, напомнил Кащеев, в борьбе с некачественной продукцией помогут и технические регламенты. На сегодняшний день, сообщил он, принят технический регламент "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", предусмотрена разработка техрегламента о безопасности кожевенно-обувной продукции.
В итоге Кащеев подчеркнул важность совместной работы всех заинтересованных в развитии отрасли сторон: представителей делового сообщества, отраслевых союзов и ассоциаций, ответственных ведомств, напомнив, что согласно стратегии развития легкой промышленности до 2020 года доля отечественного товара на внутреннем рынке к этому периоду достигнет 50%.
В основу стратегии развития легкой промышленности РФ на период до 2020 года заложен переход отрасли на инновационную модель развития, ориентированной на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции нового поколения.
РИА Новости
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.