Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сколько стоят рекомендации
«Знак качества» на товары ставят несуществующие ассоциации и НИИ
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила поставщику семян, саженцев и удобрений для растений ООО «Ваше хозяйство» ссылаться в своей рекламе на рекомендации несуществующего ведомства. Продавец до последнего времени уверял потребителей, что его товар прошел экспертизу в Госсеминспекции – организации, упраздненной восемь лет назад. По оценкам защитников прав потребителей, в рекламе каждого третьего продукта в нашей стране используется информация о том, что он одобрен, рекомендован или исследован. При этом более 50% ассоциаций, НИИ и лабораторий, раздающих эти сертификационные знаки, создаются или придумываются в рамках рекламных кампаний.
Как создают лжеэкспертов
Россельхознадзор обратился в ФАС с жалобой на поставщика семян и саженцев растений ООО «Ваше хозяйство». Компания в своих рекламных роликах, транслируемых по радио «Россия», уверяла потребителей, что вся продукция проверена Госсеминспекцией. Однако это ведомство было упразднено еще в 2004 году, а его полномочия перешли ФГУ «Россельхозцентр». Проведя проверку, ФАС уличила компанию в размещении недостоверной рекламы. «В рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний семян», – заключили антимонопольщики и предписали компании убрать из своих рекламных материалов ссылку на Госсемнспекцию. Как рассказала «Маркеру» представитель ФАС Марина Саранская, компании выписали штраф в 100 тыс. рублей при максимальном штрафе за подобное нарушение 500 тыс. рублей.
«Одобрено дерматологами России», «рекомендовано Ассоциацией стоматологов», «подтверждено НИИ «Здоровые волосы» – рекламу самых разных продуктов и товаров стремятся подтвердить рекомендацией какой-либо ассоциации и лаборатории если уж не с известным, то с громким и впечатляющим названием.
По словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, ложные эксперты попадают в рекламу, так как закон «О рекламе» не обязывает рекламные агентства и площадки для размещения информации проверять достоверность сведений, предоставленных производителем.
Председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков заверил «Маркер», что ассоциации, НИИ и лаборатории создаются в ходе рекламных кампаний продуктов и товаров. «Это просто: в реестре юридических лиц регистрируют ООО с названием нужного НИИ или лаборатории, и эта новоявленная организация одобряет продукт», – говорит Аншаков. Так же легко, по его словам, создать ассоциацию. «По закону ассоциации не должны подтверждать свою квалификацию и статус. То есть три друга могут создать ассоциацию дерматологов, при этом ни один из ее участников не будет врачом», – говорит он. По словам Аншакова, создание таких организаций и получение полного пакета документов обходится в 30 тыс. рублей. «Это дешевле, чем покупать сертификаты и одобрения настоящих», – заверил он.
РАМН втянули в рекламу
Впрочем, обманные обещания несут знаки одобрения и вполне авторитетных организаций. Один из самых популярных штампов – «Одобрено НИИ питания РАМН» или «Рекомендовано НИИ питания РАМН». Его можно встретить чаще всего на молоке, твороге, кефире, соках, сухих завтраках, кашах, печенье и диетической продукции. Однако в самом исследовательском институте «Маркеру» сообщили, что экспертизу в РАМН проходят только новые продукты, биодобавки и детское питание. Более того, все, кто использует одобрение этого НИИ в рекламных целях или публикует эту информацию на упаковке, являются фальсификаторами.
По словам директора НИИ питания РАМН Виктора Тутельяна, заключение института пишется исключительно для Роспотребнадзора, разрешающего тому или иному продукту выйти на рынок. «Никакая часть этого заключения не может быть использована производителем продукции и цитироваться в рекламных целях, я ввел это положение 10 лет назад, и оно прописано в наших договорах», – говорит Тутельян. По сути, на полках продуктовых магазинов нет продуктов, не одобренных НИИ питания РАМН, иначе их просто не разрешили бы к продаже. Экспертиза в этом НИИ проводится лишь один раз, никаких контрольных закупок и повторных исследований, позволивших бы институту отслеживать качество одобренных марок, не осуществляется, после выхода продукта на рынок за ним следит Роспотребнадзор.
Однако год от года количество рекламы «рекомендованных» НИИ питания РАМН продуктов и товаров только растет. Так, к примеру, в рекламе хлопьев Fitness от Nestle телеведущая Аврора говорит: «Хлопья Fitness рекомендованы Институтом питания РАМН. По-моему, я отлично выгляжу и очень довольна своей фигурой. Всем своим друзьям я всегда рекомендую хлопья Fitness на завтрак». Надпись об одобрении есть на бутылочках Actimel от Danone. В договорах с институтом говорится, что цитировать заключение в рекламных целях запрещается без письменного официального разрешения НИИ питания РАМН. Источники «Маркера» отметили, что есть возможность получить таковое, заплатив от $10 тыс.
Виктор Тутельян опровергает информацию о том, что существуют лазейки для приобретения права на знак. «Еще пять лет назад мы шли на уступки производителям, если они сами приносили образцы своей продукции на экспертизы. Но теперь этого нет», – говорит он. По его словам, необходимо отслеживать появление знаков «Одобрено» и «Рекомендовано» на упаковках продуктов, однако институт не имеет для этого «ни сил, ни возможностей». В компании Nestle «Маркеру» сообщили, что знак одобрения был согласован с институтом и даже его дизайн получил одобрение.
«Действительно, при оформлении экспертного заключения в рамках государственной регистрации продукции информация, указанная в экспертных заключениях, предназначена только для целей оформления свидетельства о государственной регистрации в органах Роспотребнадзора и данные экспертные заключения не должны использоваться в рекламе продукции и наноситься на упаковку товаров. Что касается готовых завтраков, выпускаемых под торговой маркой NESTLÉ FITNESS, то использование рекомендации Научно-исследовательского института питания РАМН основано на условиях договора между подразделением «Нестле» по производству готовых завтраков (ООО «Сириал Партнерс Рус») и НИИ питания РАМН. По итогам проведенного исследования среди целевой аудитории было получено официальное разрешение на использование информации о рекомендации НИИ питания РАМН данных продуктов. Кроме этого, были также согласованы логотипы такого разрешения, которые мы вправе использовать на упаковке продукции и в рекламных материалах», – сообщили «Маркеру» в пресс-службе компании Nestle.
Департамент проверяет один раз
Еще один популярный знак – «Не содержит ГМО». Его выдают на два года по результатам добровольной экспертизы в лабораториях департамента торговли и услуг г. Москвы. «Знак выдают бесплатно на условиях, утвержденных Постановлением правительства № 138 от 26 февраля 2008 года», – рассказала «Маркеру» начальник управления государственных услуг департамента Лариса Стрельникова. Экспертиза проводится один раз, при этом объект для исследований предоставляет сам заказчик, ни департамент, ни лаборатории не осуществляют контрольных закупок. Это значит, что производитель может предоставить для экспертизы эталонные экземпляры продукции, а затем изменить рецептуру. Само разрешение наносить знак ничего не стоит, а анализ одного продукта на содержание генномодифицированных организмов обходится от 3 тыс. до 8 тыс. рублей. Стоит отметить, что в течение двух лет повторно никто от департамента торговли и услуг не проверяет уже одобренный товар. Согласно условиям, прописанным в постановлении, сообщать о появлении ГМО в уже одобренном продукте должны органы государственного контроля и надзора, общественные организации или сами потребители.
Как рассказала «Маркеру» директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Елена Шаройкина, качественным знак качества может быть только тогда, когда он подтвержден неоднократными исследованиями и когда экспертная организация имеет право на контрольную закупку, а не получает образцы для анализов из рук заказчика. ОАГБ дает право производителям наносить на упаковку знак «Генетически безопасно». «Право пользоваться знаком выдается на год, и в течение этого года мы имеем право провести 1–2 контрольных закупки, чтобы проверить, не изменился ли состав продукции», – отметила Шаройкина.
Стоимость сертификата на один бренд – €300–400, чем больше брендов аттестует заказчик, тем дешевле они ему обходятся. Но сертификат только удостоверяет отсутствие ГМО в продукте, чтобы нанести соответствующий знак на упаковку в виде рисунка или голограммы, производителю придется отдельно заплатить. Порядок цен в ОАГБ не раскрывают, ссылаясь на то, что расчет зависит от количества упаковки. Если ассоциация при повторном анализе найдет в ранее одобренных продуктах ГМО, то клиенту сделают предупреждение. В течение месяца производитель должен будет исправиться, или с ним разорвут договор.
Анна Лялякина, Маркер
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?