Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сколько стоит открыть кофейню
Евгений Коган: «Россияне любят кофе больше, чем пончики»
Сеть кофеен «Кофеин» уже в декабре планирует выйти на региональный рынок. Дальнейшее развитие будет осуществляться с помощью франчайзинга, к которому компания прибегла только в этом году. О чашках кофе за 50 рублей, о неудачных стартапах и конкуренции в Москве рассказал совладелец сети Евгений Коган.
Полмиллиона на франшизу
– Евгений, каковы предварительные итоги года?
– Мы открыли шесть кофеен, могли бы открыть десять, но решили уделить больше времени нашему новому направлению – франчайзингу. Тем более, что открытие каждого «Кофеина» – это большая работа. Нельзя допустить, чтобы одно заведение каким-то образом выбивалось из общей концепции. Так что наши сотрудники учитывают в создании нового заведения каждую мелочь.
– Где будут открываться новые точки?
– В ближайшие две-три недели «Кофеин» откроется в Сургуте – первая наша региональная точка. А cо следующего года начнем работать с сетью фитнес-клубов «Зебра». Они будут открывать кофейни не только внутри фитнес-центров, но и как отдельные заведения. Также в следующем году появятся наши заведения в Тюмени, Перми, Казани и Уфе. А главное – это активная экспансия в Санкт-Петербурге. Это будет второй по значимости рынок после Москвы.
– Для франчайзи вы разрабатываете дизайн за свой счет?
– Нет, но там речь идет о минимальных суммах. Просто оплата труда наших дизайнеров. Оформление каждой кофейни – это крайне важно. Люди приходят в кофейни по двум причинам. Во-первых, чтобы попить вкусный кофе, во-вторых – чтобы побыть в комфортных условиях. В дизайне кофеен главное – это комбинация комфорта и ненавязчивости. При этом мы не хотим шаблонности. Мы ушли от одинаковых интерьеров, несмотря на то, что мы сеть. Обычно сети используют одинаковый дизайн, чтобы запоминаться. Но комфортная атмосфера важнее запоминаемости.
– Какая сумма нужна чтобы открыть точку по франшизе?
– От 300 до 500 тысяч долларов.
– Крупная сумма.
– Сумма немаленькая, но мы видим осязаемую окупаемость. Она в зоне досягаемости. У нас нет кухонь и официантов, что значительно удешевляет процесс. Деньги в основном идут на технологию приготовления кофе и создание атмосферы.
– И каковы сроки окупаемости?
– Обычно на это выделяется год или два. Но всем нашим кофейням удается выйти на окупаемость за полгода. Иногда раньше.
– Кто становится вашими франчайзи?
– Мы очень внимательно общаемся с потенциальными франчайзи и изучаем, кто же они есть. Мы не готовы работать с каждым. Это должен быть человек, который абсолютно верит в успех, которому симпатична идея «Кофеина» и который готов работать. Нам не интересны те, у кого есть 300 или 500 тысяч и говорит, мол, вот вам деньги, сами этим занимайтесь. У нас есть четкое понимание – если к нам придет тысяча человек и скажут, что хотят открыть “Кофеин”, то мы не будем этого делать. Нам не нужна такая массовость. Каждая новая кофейня для нас должна быть праздником. Просто открыть точку – это не достижение, достижение – открыть и сделать ее успешной.
– У франчайзи уже должен быть опыт в бизнесе?
– Это желательное, но необязательное условие. Иногда приходят люди, которые живут идеей, изучили тему, но не имеют опыта. Такие люди нам симпатичны, хоть они и новички в бизнесе. Но часто мы сталкиваемся с неорганизованностью и некоторым недопониманием того, насколько важны детали.
Кофе выгодней бубликов
– Вы по-прежнему делаете ставку на кофейни в центре города или теперь смотрите на спальные районы?
– В ближайшие годы мы будем развиваться в центре. В центре Москвы еще недостаточное количество кофеен. Их во всем в городе только 600 и этого явно недостаточно. То есть на сто тысяч человек всего четыре кофейни. В других крупных мегаполисах эта цифра в разы больше. Когда в центре будет полная заполняемость, тогда бизнес будет переходить в спальные районы. У нас уже есть опыт открытия кафе в спальных районах. Мы внимательно следим за этим направлением, но не считаем его главным.
Хотя найти помещение в центре Москвы – это очень сложно. Цены на аренду завышены. Но несмотря на это, нам удается окупиться в поставленные сроки.
– Раз кофеен мало, значит и конкуренция низкая?
– Она есть, но я бы не назвал ее большой. Если сравнивать по сегментам, то кофейни очень разные. C «Кофе-хаусом» и «Шоколадницей» мы работаем в разных сегментах. Мы сконцентрированы на кофе, а не на еде. Что бы вы ни взяли у нас – это все сопутствие к кофе. У них все-таки есть кухни. Наши ближайшие конкуренты – это «Коста кофе» и «Старбакс».
– А кафе «Макдональдс»?
– Практически не конкуренты. Туда не ходят специально за кофе. Люди приходят туда за чем-то другим и параллельно могут купить кофе.
– До ребрендинга ваши заведения специализировались на пончиках. Почему сеть «Дони Донатс» не стала успешной?
– Мы себя искали, у нас были ошибки. Но сейчас мы их исправили. Сначала мы позиционировали себя как сеть донатов. Но донат – это всего лишь вспомогательный элемент к кофе. Не более того. К тому же должно быть комфортно. Раньше мы ориентировались на то, чтобы было дешево. Быстренько что-то взял и убежать. Это неправильно.
– Получается, что россияне любят кофе больше, чем пончики?
– Однозначно.
– В свое время на рынке присутствовала сеть Dunkin' Donuts. Затем они ушли с рынка, а сейчас вернулись в Россию. Почему сейчас они успешнее?
– Потому что сейчас они тоже делают ставку на кофе. Потребление кофе в России ежегодно растет на 10%. Он становится все популярнее с каждым годом.
– Кофе в Москве – один из самых дорогих в мире. В ближайшее время это изменится?
– Цена за чашку кофе немножко выше европейских стандартов, но сумма не критична. У нас каждое утро можно выпить чашку качественного американо за 50 рублей. Утро – это основное время потребления кофе. Эспрессо у нас стоит до ста рублей. Более сложные напитки стоят дороже. Но этому есть причины. Во-первых, аренда. Во-вторых, таможня. В нашей стране достаточно высокие таможенные платежи за кофе. Мы же его не выращиваем, а привозим. Да и содержание бизнеса в России стоит дороже, чем в других странах. У нас очень много сертификатов. Любой шаг вправо или влево стоит каких-то денег.
Каждая пятая и подвешенная
– В начале ноября была запущена акция «Подвешенный кофе» (Посетитель кафе может оплатить дополнительную чашку кофе, которую бесплатно может выпить любой желающий). Как она проходит?
– Нас все пугали наводнением бомжей, но ничего такого не случилось. Количество подвешенных чашек продолжает увеличиваться, хотя были опасения, что ажиотаж пройдет через несколько дней. Сейчас в наших кофейнях от 20 до 80 подвешенных чашек ежедневно. Приходят более или менее обеспеченные люди и просят повешенный кофе. Мы не спрашиваем у них паспорт или справку о доходах. Любой попросивший подвешенный кофе его получает.
– Каков ваш оборот?
– Сейчас он приближается к полумиллиарду рублей в год. Мы поставили перед собой задачу в ближайшее время достичь миллиарда.
Полина Потапова, Маркер
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.