Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Склады малой площади стали антикризисным продуктом
Нынешний 2015 год оказался переломным для складского рынка: прошлогодние рекордные объемы ввода новых качественных площадей увеличили предложение более чем на 10%, при этом количество сделок сократилось более чем на треть. Эксперты ГК «ЭКООФИС» проанализировали структуру спроса.
«Складской сегмент всегда первым реагирует на кризисные явления в экономике, – рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – И этот кризис не стал исключением. Еще каких-то пару лет назад доля вакантных площадей на складском рынке находилась на пренебрежимо малом уровне, а сейчас она приблизилась к десяти процентам. Количество сделок резко упало, и оснований ожидать изменения ситуации пока нет».
При этом в складском сегменте сейчас наблюдаются три ярко выраженные тенденции: рост спроса на складские помещения небольшой площади класса В и С, «перемещение» арендаторов из Области внутрь МКАД и стремление территориально объединить офис и склад.
По словам эксперта, лучше всего чувствует себя рынок складских помещений небольшой площади. Во-первых, арендаторами таких площадей выступают, главным образом, представители малого бизнеса, которые быстро адаптируются к новой рыночной ситуации. Во-вторых, сокращение оборотов, которое происходит последние полгода, вынуждает отказываться от больших площадей. И, наконец, сами арендодатели складов В и С-класса могут вести более гибкую арендную политику, нежели в логистических центрах класса А.
«Ситуация на рынке качественных складских площадей в составе новых комплексов отягощается еще и тем, что собственники неохотно идут на долгосрочные рублевые контракты. Тогда как ставка в долларах, что неудивительно, не устраивает самих арендаторов», – поясняет Андрей Ковалев.
Переход из премиального сегмента в средний и готовность арендовать относительно не большие площади позволяет средним и мелким компаниям найти склад в пределах Москвы, причем по вполне адекватным ценам. Кроме того, логичным решением для них становится аренда склада поблизости от офиса компании. Именно поэтому кризис практически не затронул складские площади в составе действующих бизнес-парков и многофункциональных комплексов, предлагающих рублевые ставки аренды.
«На наших объектах – в бизнес-парке «Кожевники», бизнес-центре «Ультрамарин», технопарках «Медведково» и «Перово Поле» – ставки остались на прежнем уровне, – подтверждает тенденцию Андрей Ковалев. – Больше того, спрос на складские помещения сейчас на 10-15% выше, чем год назад».
Марина Скубицкая, коммуникационное агентство «PR-стиль»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.