Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сила уральского ретейла – в хорошем знании своего покупателя
Какова роль категорийного менеджмента, его плюсы и как анализировать результаты? На эти вопросы эксперт в области категорийного менеджмента Елена Воробьева ответила в интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг».
Елена, какова роль категорийного менеджмента в процессе управления ассортиментом?
Категорийный менеджмент (далее КМ) в России уже 5 лет и за это время доказал, что это реальный инструмент увеличения показателей как категории, так и в целом всего ассортимента. Пока мы используем КМ как внутренний инструмент компании для управления ассортиментом, в отличие от Запада, где наиболее продвинутый производитель выступает в роли капитана категории и где действительно ретейлер и поставщик – это партнеры, у которых одна цель – увеличить показатели категории путем максимального удовлетворения потребностей покупателя. Это для специалистов КМ это 8 структурированных последовательных шагов, направленных на то, чтобы ассортимент был сбалансированным и гармоничным в восприятии покупателя, а для покупателя главное, чтобы он, наш покупатель, пришел в магазин и ощутил, что ему здесь хорошо и что он придет сюда еще раз и другим посоветует. А на вопрос, почему хорошо, подумает и расскажет: чисто, светло, продукты свежие, всегда есть в продаже те продукты, которые я обычно покупаю, и цены нормальные, даже ниже, чем у других.
Как снижаются затраты при управлении ассортиментом?
На полке должен стоять эффективный ассортимент. Управление категорией позволит сократить неликвидные, малооборачиваемые товары. Плюс сотрудничество с поставщиками – это тоже сокращение издержек: часть работы поставщик может взять на себя (речь, конечно, о капитанах категорий – сильных компаниях, располагающих необходимыми ресурсами).
То есть КМ будет развиваться и перейдет на следующий этап – этап более тесного сотрудничества с поставщиками, цель которого, конечно, максимально удовлетворить потребности покупателя, а в итоге больше заработать.
Каким образом оценивать и анализировать результаты?
Обязательно надо зафиксировать показатели (и количественные, и качественные) до начала процесса и после его завершения. 3-й шаг – это оценка категории по разным параметрам с точки зрения рынка, конкурентов, покупателя, самого ретейлера. Это самые важные показатели для ретейлера – оборот и прибыль, далее анализируем средний чек категории и количество покупок категории, количество SKU, покрытие сегмента, долю категории в сети и на рынке, доли сегментов категории, динамику развития категории, оборачиваемость товарного запаса, показатели лояльности покупателей, GMROI/ROA, потери. Инструменты анализа разные: метод объективной доли, межкатегорийный анализ, анализ продуктивности, ранжирование, АВС-анализ...
Чем отличается покупатель в Москве и в регионах, на Урале в частности? Как привлечь покупателя?
Категорийный менеджмент как раз и предполагает, что ретейлер должен знать своего целевого покупателя и организовать торговлю таким образом, чтобы покупатель пришел в ваш магазин, а не в соседний.
В Москве преобладают рационалисты, в регионах – гедонисты. Первые больше обращают внимание на цену, вторые на сервис, качество обслуживания. Соответственно, большое внимание в региональных магазинах необходимо уделить тактическим мероприятиям в направлении ассортиментной политики, управлению пространством (зонирование, распределение полки, выкладка), а также качеству, – важно не только качество товара, но и качество бизнес-процессов, так как от этого зависит, какой товар, с каким остаточным сроком годности попадет на полку в магазине, своевременно ли уберут просроченный товар, товар, который потерял свой вид.
Каковы основные тренды 2012 года в розничной торговле?
Тренды розничной торговли отражают степень зрелости рынка. Рынок пока далек от насыщения, но растет конкуренция, сокращается прибыль, растут издержки, меняется покупательское поведение, появляются новые технологии, растет поток информации, – соответственно, это стимулирует ретейлеров искать пути дифференциации от других ретейлеров. Таким образом, основные тренды – это:
- наращивание количества магазинов (закупочная сила, доля рынка), органический рост и сделки M&A и франчайзинг;
- свои РЦ (распределительные центры);
- запуск СТМ (собственные торговые марки);
- категорийный менеджмент;
- увеличение доли нон-фуда в продовольственных сетях (в качестве временного периодически ротируемого ассортимента);
- импорт нон-фуда из Китая.
Основные тренды на рынке FMCG:
- «Забота о здоровье». Соответственно, сокращение продаж по категориям алкоголь, снеки, газированные напитки, кофе. И рост по категориям, которые ассоциируются со здоровым питанием. Покупатель делает выбор по натуральности продукта, внимательно изучает состав.
- «Побаловать себя». Соответственно, рост рынка мясных и рыбных деликатесов, чая с вкусовыми добавками, рост питания вне дома (суши, пиццерии).
Кризис будет?
Кризис будет. Так говорят ведущие аналитики-экономисты. Смена экономической банковской модели США с 80-х годов достигнет апогея, и грянет кризис. Кризис в еврозоне, кризис в США. Экономические процессы глобальны, поэтому кризис будет и в России. Выборы в России, выборы президента в Америке окажут влияние на развитие кризиса. Дай Бог, чтобы кризис прошел как можно незаметнее для нас, россиян.
Как кризис отразится на регионах, на Урале в частности? На ретейле?
Думаю, сценарий повторится: покупатели начнут меньше покупать свои любимые продукты, сократят походы в магазин, сократят потребление, будут переходить на более дешевые бренды, на частные марки ретейлера.
Не все ретейлеры смогут справиться с ситуацией, и, как результат, часть мелких сеток перейдет в руки более крупных игроков. Категорийный менеджмент позволяет отследить изменения в покупательском поведении, ситуацию по рынку и адаптировать ассортимент под новые изменения, удержать покупателя и, следовательно, быть более устойчивым к кризисным изменениям.
По поводу специфики Уральского региона – безусловно, она есть, и, конечно, надо учитывать вкусы и предпочтения местного покупателя, предоставляя ему возможность в вашем магазине купить любимые продукты местных производителей. В этом сила региональной сети (в противовес крупным федеральным сетям) – вы, как никто другой, хорошо знаете своих покупателей. Поддержка местных производителей – это сохранение рабочих мест, зарплат, которые в итоге принесут в ваш магазин.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?