Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сигареты гаснут что-то...
В следующем году легальный табачный рынок продолжит сокращаться
Объем легального табачного рынка России продолжит сокращаться и в 2015 году, но медленнее, чем в году текущем (5% вместо 10%), считают в компании JTI – крупнейшем производителе сигарет в России. Замедление темпов падения рынка, считают в JTI, возможно при тех ставках акциза, которые вчера были утверждены Госдумой в первом чтении, а также при условии принятия мер, ужесточающих ответственность за нелегальное распространение табачной продукции.
В следующем году объем легального рынка сигарет в России не опустится ниже уровня в 300 млрд штук, сократившись до 5%, заявил вчера вице-президент по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI (марки Winston, Sobranie) Сергей Киселев. В нынешнем году, по прогнозу JTI, табачный рынок в России снизится на 10%. Аналогичный прогноз по текущему году на прошлой неделе дала компания Philip Morris (Marlboro, L&M) – спад 9–10%. Согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году налогооблагаемые отгрузки сигарет в России составили 351 млрд штук, таким образом, в текущем году объем рынка может составить около 316 млрд сигарет.
Замедление темпов снижения рынка в следующем году, оговаривается господин Киселев, возможно при соблюдении двух условий. Во-первых, должны действовать те ставки акцизов, которые вчера были приняты Госдумой в первом чтении. По ним в 2015 году устанавливается акциз в размере 960 руб. за 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 9,5% от их розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1,33 тыс. руб. В текущем году производители сигарет платят акциз 800 руб. плюс 8,5% (не менее 1,04 тыс. руб.). «Принятые вчера Госдумой изменения в Налоговый кодекс содержат жесткое, но сбалансированное предложение по повышению ставок акциза на табачные изделия»,– считает директор департамента по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алексей Ким. При такой индексации акциза в следующем году средняя стоимость пачки сигарет вырастет с нынешних 60 руб. до 68 руб., считает директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» (Kent, Lucky Strike) Александр Лютый.
Вторым условием является ужесточение наказания за нелегальное производство и оборот табачной продукции. На позапрошлой неделе Госдума в первом чтении одобрила законопроект, устанавливающий более жесткие меры к тем, кто занимается незаконным производством и продажей сигарет и алкоголя. Законопроект, в частности, увеличивает штраф за незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП) до 200 тыс. руб. (сейчас 40 тыс. руб.) и предусматривает конфискацию не только товара, но и оборудования, на котором он был произведен. В ст. 171.1 УК РФ (производство, приобретение, хранение и сбыт немаркированной продукции в крупном размере) депутаты предлагают снизить порог крупного размера с нынешних 1,5 млн руб. (особо крупный – 6 млн руб.) до 100 тыс. руб. (до 1 млн руб.). Штраф за это правонарушение предлагается поднять с 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (при участии группы лиц – со 100–300 тыс. руб. до 200–500 тыс. руб.). Также предлагается ввести новую статью 229.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий): она устанавливает порог ущерба на уровне 100 тыс. руб., штраф от 300 тыс. до 1 млн руб.
В росте объемов нелегальной продукции в условиях увеличения цены на сигареты табачные производители видят сейчас главную проблему рынка. Если еще несколько лет назад они говорили, что доля нелегальных сигарет не превышает 1%, то сейчас, по оценке JTI, она выросла до 5%. В «БАТ Россия», впрочем, оценивают ее скромнее – 1,6%. Между тем, по данным «БАТ Россия» и TNS, на рынке, например, Дагестана доля нелегальных сигарет сейчас превышает 27%. Из этого объема 5% были контрафактом, остальное – нелегально ввезенная в Россию продукция из Белоруссии и Казахстана (в этих странах из-за разницы в налогообложении цена на сигареты в 1,5–2 раза ниже, чем в России).
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.