Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сибирь после выхода в нее IKEA стала очагом потребительского бума
Сибирь, где покупатели еще недавно стояли в длинных очередях за продуктами с карточками на продовольствие, невероятным образом оказалась в эпицентре покупательного бума. Об этом пишет The New York Times, рассказывая о том, что в прошлом году в Новосибирске открылся шведский магазин IKEA и торговый комплекс МЕГА. Как отмечает издание, покупатели набросились на магазин с энергичностью бунтующих шахтеров. Они наполнили большие желтые магазинные тележки одеждой, посудой, бытовой техникой и мелкими предметами мебели.
Магазины, которые открылись на берегу Оби, благодаря накопленному покупательскому интересу и нефтяным рублям ожидают 12 млн посетителей в 2008 году, которых не беспокоит экономическая нестабильность, охватившая весь остальной мир, пишет издание.
По мере того, как в Соединенных Штатах розничный бизнес идет на спад, такие провинциальные российские города, как Новосибирск, становятся целями ритейлеров и застройщиков торговых центров со всего мира. Торговые центры в этом регионе привлекают менеджеров даже из таких дальних регионов, как Калифорния.
На больших просторах России, на участках, расчищенных от березового леса и ветхих заводов на территориях бывших аэропортов и колхозов, в считанные месяцы строятся коробки магазинов. Как ожидается, в этом году в России откроется в два раза больше торговых площадей, чем в любой другой европейской стране, а в Европе в этом году откроется больше торговых центров, чем когда-либо.
Все эти торговые площади являются очагами потребительской культуры в промышленных городах, в которых она раньше не была развита.
"Глаза разбегаются, сколько всего можно купить", – воскликнула в продуктовом отделе торгового комплекса МЕГА пенсионерка Татьяна Саламатина, в прошлом – инженер на одном из военных заводов города. "Лучше брать корзину", а не тележку, советует она, "потому что тогда вы сможете понять по весу, что набрали слишком много".
Для Москвы, которую всегда наводняли деньги из нефтяной и других отраслей, торговые комплексы – не новинка. При этом в Москве и области до 2010 года откроется 38 торговых комплексов. В новинку распространение богатства в российской провинции, которая была бедной на протяжении веков.
Розничная торговля в России стала таким привлекательным бизнесом, что Ernst & Young и KPMG в прошлом месяце указали на этот сектор на мероприятии для инвесторов в Лондоне.
Идет борьба за землю, отмечает издание. Эта еще одна причина, почему негусто застроенная Сибирь так популярна. Застройщики обращаются к 12 провинциальным городам России с населением свыше 1 млн человек – островкам благосостояния с притоком мигрантов из сельской местности и с растущей потребительской способностью, созревшим для открытия торговых комплексов.
Эта розничная стратегия, известная здесь как "миллионы", проводится ведущими западными ретейлерами, включая IKEA и французскую продуктовую сеть "Ашан".
Этот подход превратил Сибирь, которая не часто ассоциируется с торговлей, в "цель на экране радара" для застройщиков торговых комплексов, отметил Джефф Кершоу, бывший менеджер торговых комплексов Калифорнии, а теперь партнер в Москве компании по операциям с недвижимостью CB Richard Ellis.
Открытие торговых центров в России было таким многообещающим, что IKEA, частная компания, которой владеет шведская семья Кампрад, добавила побочный бизнес в торговые комплексы по франшизе МЕГА, используя IKEA как якорного арендатора.
Дирк Хаммерштейн, менеджер магазина в Новосибирске, утверждает, что российские покупатели, многие из которых живут несколькими поколениями в маленьких квартирках, в декабре набросились на диваны. В условиях сибирских снегопадов это стало настоящим испытанием для слабо развитых линий снабжения, проходящих по плохим дорогам до самой Москвы.
Крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart рассматривает возможность расширения на российский рынок, несмотря на задержку запланированной экспансии в Германию, где ему пришлось отступить перед лицом местной конкуренции.
Для Wal-Mart стремление к экспансии на пограничные рынки очевидно. В 2007 году объем продаж в 14 странах за пределами Соединенных Штатов вырос на 17% – по сравнению с ростом на 6% в самих США.
Россия, конкурирующая с Соединенными Штатами, тесно соперничает и в новой сфере конкуренции: по размеру торговых центров. Торговый комплекс "Белая Дача" под Москвой, построенный IKEA по тому же принципу, что и торговый центр в Новосибирске, открылся в 2004 году.
Он включает в себя 330 тысяч кв. метров, или 3,6 млн кв. футов внутреннего пространства, что почти равно по площади крупнейшему торговому комплексу США, Mall of America, рядом с Миннеаполисом, размер которого составляет 3,5 млн кв. футов. Эта цифра не включает в себя парк развлечений Mall of America площадью 7 акров.
В некоторых городах России переизбыток площадей торговых комплексов уже становится проблемой. Например, по данным московского представительства CB Richard Ellis, в Казани, городе на реке Волге, столько же торговых площадей на душу населения, как в Париже. Хотя накопленный спрос на автомобили, мобильные телефоны и мебель все еще не удовлетворен, Сибирь остается Сибирью. Зимы длинные, расстояния огромные. И история первого магазина IKEA отразила некоторые характерные проблемы.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?