Декоративное изображение
2 689

Поделиться

Сетям выпишут лекарства без рецепта

Перечень препаратов определят министерства

Минздрав, Минэкономразвития, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решат, какие лекарства, отпускающиеся без рецептов, могут продаваться в торговых сетях. Ранее идея продавать безрецептурные препараты, на долю которых пришлось около $8 млрд продаж в России по итогам прошлого года, не нравилась Минздраву.

Продавать безрецептурные препараты в магазинах торговых сетей было разрешено еще 18 января этого года по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Тогда же Минздраву было поручено определиться со списком наименований. Недавно министерство обсудило эту тему с Минэкономразвития, Минпромторгом и ФАС, с тем чтобы обсудить данный момент. Как рассказали “Ъ” в Минздраве, по итогам встречи было решено создать межведомственную рабочую группу, которая будет «формировать аптечный ассортимент для реализации в торговых сетях, который будет утвержден ведомственным приказом». Когда все это случится, неясно, сказали “Ъ” в Минздраве.

Странно, что к обсуждению не были привлечены сами ритейлеры, удивляется исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский, притом что как минимум общие представления о перечне лекарств (несколько десятков безрецептурных препаратов) у ритейлеров есть. Заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров говорит, что решение по этому вопросу в любом случае будет за Минздравом, В Минэкономразвития отказались от комментариев. В Минпромторге «Ъ» сказали, что было предложено включить в перечень безрецептурные препараты, не требующие особого температурного режима хранения, а также средства и приборы диагностики. Вопрос о необходимости привлечения фармацевта будет решаться после определения перечня лекарственных препаратов, разрешенных для реализации в магазинов.

Объем продаж лекарств в аптеках за 11 месяцев 2012 года достиг, по оценке маркетингового агентства «Фармэксперт», $16,3 млрд, что на 16% больше, чем за аналогичный период 2011 года. На долю безрецептурных лекарств пришлось 49% в денежном объеме и 70% в упаковках. Самыми популярными брендами среди безрецептурных лекарств являются «Арбидол», «Эссенциале», «Линекс», «Терафлю», «Анаферон».

Минздрав, согласно поручению Игоря Шувалова, должен был до 28 декабря представить в ФАС список безрецептурных препаратов и сформулировать порядок их реализации, а также «текст указанных изменений, вносимых в федеральный закон “Об обращении лекарственных средств”».

Но министерство не увидело необходимости изменений законодательства. «Поскольку прямого запрета на совмещение торговой и фармацевтической деятельности нет, часть торговой площади объектов торговли может быть оборудована под аптеку (аптечный пункт или киоск) при условии выполнения лицензионных требований»,— написало ведомство в своем отклике для ФАС. Министерство также отметило, что закон «Об обращении лекарственных средств» не предусматривает утверждения перечня лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта врача.

Кроме того, отмечало министерство, для россиян характерен высокий по сравнению с другими странами уровень небезопасного самолечения без назначений врача, а продажа населению лекарств для целей самолечения без квалифицированных консультаций может лишь усугубить ситуацию. При этом еще в ноябре 2012 года, после того как правительство начало обсуждать продажу безрецептурных препаратов в магазинах (что позволит увеличить конкуренцию на фармрынке), министр здравоохранения Вероника Скворцова публично заявляла, что не видит причин, чтобы не разрешать россиянам покупать привычный набор — зеленку, аспирин, активированный уголь — у ритейлеров.

Идея продажи препаратов вне аптек обсуждается с 2009 года, но и тогда Минсоцздрав выступал против. В частности, отмечали в министерстве, прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств.

Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ» 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами