Декоративное изображение
3 669

Поделиться

Сетевой маркетинг вырастет всего на 10%

Как стало известно, международная компания Golden Neo Life Diamite Int. (GNLD), работающая в секторе прямых продаж, зарегистрировала представительство в России. Компания начнет продажи предположительно во второй половине года, по неподвержденным данным — в сентябре. Однако, судя по общему состоянию рынка прямых продаж в стране, завоевание российского потребителя может оказаться затруднительным.

Компания GNLD начала свою деятельность в 1958 году, когда объединились три компании сетевого маркетинга — Golden Product, Neo Life, Company Diamant Corporation. Головной офис компании расположен в городе Фримонт (США, штат Калифорния). В настоящее время представительства компании открыты более чем 40 странах мира, в Африке, Европе, Прибалтике, Америке.

Сейчас в России ведут деятельность около 110 компаний прямых продаж. Как сообщила BFM.ru операционный менеджер Golden Neo Life Инга Арула, компания уже зарегистрировала бизнес в России. «Офис будет находиться в Санкт-Петербурге; в других городах открытия представительств не планируется. Продаваться в России будут продукты питания, витамины, средства по уходу за кожей, шампуни, бытовые чистящие средства. Уже начата сертификация нашей продукции, сколько это займет времени, пока мы не знаем», — сообщила менеджер.

Объем инвестиций в компании не раскрывают, как и предположительную дату начала продаж. Однако, по информации анонимного источника, продажи GNLD начнет не раньше второй половины 2009 года, «предположительно, в сентябре-октябре».

GNLD не первый раз планирует выйти на российский рынок — первая попытка была предпринята в конце 90-х годов. Стоимость входа на российский рынок GNLD не раскрывает. Но, например, компания Amway, пришедшая в Россию в 2005 году, инвестировала в свое развитие не менее 1 млн долларов. Президент Российской Гильдии маркетологов Игорь Березин считает, что завоевание рынка новым игроком может стать не менее затратным, при этом успех не гарантирован.

«Не все товары подходят для реализации в России через прямые продажи, — поясняет Игорь Березин. — Продукты питания, к примеру, вообще не подходят. В то лояльное отношение покупателей к косметике и прочим средства по уходу за собой необходимо вложить достаточное количество средств. Также все будет зависеть от того, в каком ценовом сегменте планирует работать компания: сейчас более выгодным является эконом- и средний, поскольку россияне ограничивают свои траты. С другой стороны, сейчас для новых игроков предоставляются лучшие условия, чем были год назад, к примеру. Плюсом выхода на новый рынок в кризис является значительное снижение ставок аренды офисных и складских помещений и услуг по доставке, а также стоимость рабочей силы. Сотрудники готовы получать на 15—20% меньше, нежели полгода назад».

Опрошенные BFM.ru участники рынка замечают, что кризис существенно сократил темпы роста этого сектора, что наблюдалось, по данным российской Ассоциации прямых продаж, уже в 2008 году.

Российская Ассоциация прямых продаж (АПП) образована в 1996 году. Является членом Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA) и Федерации европейских ассоциаций прямых продаж (FEDSA). Членами АПП являются 15 крупнейших компаний прямых продаж, на которые, по различным оценкам, приходится не менее 70–80% от совокупного оборота индустрии прямых продаж в РФ. Объем продаж компаний-членов Ассоциации прямых продаж в общем объеме розничного товарооборота в РФ в течение последних 4–5 лет держится на уровне 0,7–0,9%.

В интервью BFM.ru президент АПП Тамара Шокарева оценила объем российского рынка компаний прямых продаж в 3,382 млрд долларов. «В течение последних лет объемы продаж в России росли опережающими темпами. Так, в 2007 году рынок вырос в долларовом выражении на 59% и на 48% в рублях. Но в 2008 году рост составил всего 3% в долларовом выражении и 23% в рублевом», — говорит Тамара Шокарева.

Один из крупнейших представителей российского рынка — американская Amway прогнозирует, что в 2009 году темпы роста объемов ее продаж составят всего 10%. Для сравнения, в 2008 году этот показатель составлял 14,9 млрд рублей, рост составил 31%, или 604 млн долларов или 39%.

Тамара Шокарева отмечает, что в этом году более всего сократились темпы прироста лидеров последних нескольких лет: парфюмерно-косметическая группа, а также товары для здорового образа жизни — матрасы, фильтры и прочее. «До кризиса в России в общей структуре прямых продаж доля парфюмерии и косметики составляла 72,8%. Для сравнения — в США это доля равняется примерно 30%, а в странах ЕС — примерно 50%».

Генеральный директор ООО «Амвэй» Ричард Стевенс сообщил BFM.ru, первые три месяца 2009 года компания показала достаточно скромные темпы роста по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — всего около 10 %. Стевенс отмечает, что в этом году «Амвэй» была вынуждена повысить рублевые цены на 9% с 1 марта этого года. «За четыре года функционирования российского филиала компании мы ни разу не поднимали цены на нашу продукцию. Однако в связи со сложившейся на валютно-финансовом рынке ситуацией, мы впервые были вынуждены сделать это: наши расчеты с головным офисом в штатах производятся в долларах».

На повышение цен в первом квартале на 20% пошли и в компании Tupperware, которая занимается производством изделий из пластика для кухни и дома. «Сейчас компании, импортирующие продукцию, попали в затруднительную ситуацию из-за девальвации рубля, — говорит Тамара Шокарева. — Ряд компаний, такие как Avon, Oriflame, Faberliс, Ciel Parfum, производят свою продукцию в России, однако косметические компании зависят от импортного сырья, что также ограничивает возможности ведения лояльной ценовой политики. Ряд компаний продолжают удерживать цены, но им приходится сокращать свои бюджеты, урезать соцпакеты для сотрудников. При том, что рентабельность продаж компаний невысока. Судя по западным компаниям, доходность продаж составляет примерно 8—10%», — говорит Шокарева.

«С учетом произошедшего ослабления курса рубля к доллару и евро в 2009 году можно прогнозировать постепенный рост цен на многие марки зарубежной косметики в рублях. Однако это не значит, что цены на такую продукцию в долларах и евро тоже вырастут. Более того, мы можем предположить, что многие производители откажутся от стопроцентной «передачи» потребителям всей суммы разницы обменного курса рубля по отношению «условным единицам» на момент «до» и «после кризиса» с тем, чтобы сохранить лояльность своих клиентов, а также свою долю на рынке», — прогнозирует Ричард Стевенс.

Тамара Шокарева прогнозирует, что в этом году темпы роста рынка составят всего 8—10% в рублевом выражении. Из-за резкого замедления темпов роста российского рынка прямых продаж ряд зарубежных компаний этого сектора отложил свои планы по выходу на российский рынок. Так, бразильская корпорация Natura Cosmeticos, контролирующая более половины рынка прямых продаж парфюмерии и косметики Латинской Америки, решила перенести на неопределенное время выход на российский рынок, предпочтя ему рынок США.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами