Декоративное изображение
5 635

Поделиться

Сеть «Шоколадница» может купить «Кофе Хауз»

Созидание на кофейной гуще

Как стало известно “Ъ”, сеть кофеен «Шоколадница» близка к покупке своего основного конкурента «Кофе Хауз». Если сделка состоится, оборот «Шоколадницы» может увеличиться в полтора раза, превысив $450 млн, а в распоряжении объединенной компании окажется почти 650 кофеен, притом что у ближайших конкурентов Coffeeshop, Starbucks и «Кофеина» на троих всего 190.

Сеть кофеен «Шоколадница» Александра Колобова близка к покупке сети «Кофе Хауз» Тимура Хайрутдинова, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ходом переговоров, менеджер компании-консультанта на рынке торговой недвижимости и совладелец конкурирующей сети «Шоколадницы» и «Кофе Хауза». Сделка еще не закрыта, но находится в высокой стадии готовности, утверждают собеседники “Ъ”. «Кофейни, где сейчас располагается “Кофе Хауз”, займет “Шоколадница”«,– заявил один из них.

По данным «СПАРК-Интерфакс», «Кофе Хауз» принадлежит офшору «Энор Энтерпрайсиз», который связывают с Тимуром Хайрутдиновым, и банкирам Кириллу Якубовскому (16%), Сергею Радченкову (16%), Андрею Вдовину (17%), а также гендиректору сети Владиславу Дудакову (5%). Сергей Радченков утверждает, что не является акционером «Кофе Хауза» с 2009 года. «Акции были получены под залог кредита, который выдавал Экспобанк в 2008 году, после его погашения владение прекратилось»,– уточняет он. Андрей Вдовин передал через представителя, что не имеет отношения к «Кофе Хаузу». С Владиславом Дудаковым и Кириллом Якубовским связаться не удалось.

«Кофе Хауз» и «Шоколадница» – крупнейшие в Москве сети кофеен, открывшиеся с разницей в год – в 1999 и 2000 году соответственно. Тимур Хайрутдинов развивал свою сеть, привезя идею из Италии, а Александр Колобов взял за основу «Шоколадницу» рядом со станцией метро «Октябрьская», которая существовала там с 1964 года. «Кофе Хауз» развивалась быстрее и до 2011 года опережала «Шоколадницу» по количеству точек. Сейчас лидирует «Шоколадница»: 420 точек, из них более 230 в Москве, 100 в регионах и 90 франчайзинговых. У «Кофе Хауз» 226 собственных кофеен по всей России. По оценкам генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, доля «Шоколадницы» на московском рынке кофеен (включая область) составляет 15%, в Санкт-Петербурге – 3%, доля «Кофе Хауза» – 5% и 8% соответственно. У каждого предпринимателя есть другие ресторанные бренды. Тимур Хайрутдинов развивает «Азия кафе» (семь заведений) и «Винегрет» (две точки). Александр Колобов занимается сетью суши-кафе «Ваби-Саби» (около 30 в Москве и регионах), израильскими шоколад-барами Max Brenner, а также закусочными Burger King (более 170 точек в России) в партнерстве с «ВТБ Капиталом». Новые помещения, которые «Шоколадница» может получить от «Кофе Хауза», пригодятся для развития других брендов, не исключает гендиректор консалтинговой компании «Ресткон» Елена Перепелица, так как у обеих сетей есть точки, расположенные рядом.

Участники рынка, опрошенные “Ъ”, затруднились оценить потенциальную стоимость сделки. «Ориентироваться только на показатели оборота “Кофе Хауз” некорректно, так как необходимо учитывать и стоимость бренда, который является одним из крупнейших в сегменте»,– поясняет один из них. Когда «Кофе Хауз» оформлял кредит под залог акций в 2008 году, 49% были оценены в $50 млн, а ее оборот на тот момент – в $150 млн в год. С тех пор сеть выросла на 36 точек, а оборот, по оценкам Михаила Бурмистрова,– до $160 млн. Оборот «Шоколадницы», по его подсчетам, составляет $300 млн (без учета франчайзинга).

Емкость рынка кофеен Москвы и близлежащих районов Московской области в денежном выражении составила более $2 млрд, оценивает «INFOLine-Аналитика». Но популярность кофеен в России снижается. По данным Synovate Comcon, по итогам 2013 года они были на втором месте по посещаемости в стране: в кофейни ходили 18,1% населения. К концу первого квартала этого года посещаемость кофеен упала до 13% (их опережают рестораны фастфуд – 19,7%, суши-бары – 16,4% и пиццерии – 15%). Средний чек в кофейне составляет 367 руб., по сравнению с первым кварталом 2013 года он вырос на 9 руб. Крупнейшие участники рынка кроме «Шоколадницы» и «Кофе Хауз» – Coffeeshop (81), Starbucks (более 75) и «Кофеин» (более 30).

Представители «Шоколадницы» и «Кофе Хауз» от комментариев отказались.

Екатерина Геращенко, Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами