Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сеть "Карусель" экономила на налогах благодаря использованию "инвалидной" схемы
Инвалиды помогали сети гипермаркетов “Карусель” экономить на налогах. К такому выводу пришел суд, отказав в налоговой льготе организации глухих инвалидов “Дакти”. Инвалидная схема — один из самых известных способов минимизации ЕСН, но до сих пор в ее использовании не были замечены ритейлеры, говорят юристы.
13-й арбитражный апелляционный суд Петербурга отказался предоставить льготу по единому соцналогу (ЕСН) региональной общественной организации глухих инвалидов “Дакти”. Размер льготы — 14,97 млн руб. за шесть месяцев 2006 г. (копия решения от 3 апреля 2007 г. есть в распоряжении “Ведомостей”).
В суд обратились налоговики, которые выяснили, что общество инвалидов создало “искусственную схему движения денежных средств и документов в целях избежания налогообложения по ЕСН”. Налоговиков смутила бухгалтерская отчетность “Дакти”: за шесть месяцев его основные средства, нематериальные активы и доходы составили 0 руб., а какие-либо производственные и торговые мощности отсутствовали. Зато обнаружилось, что в конце 2005 г. общество инвалидов заключило договор с ООО “Русель” (в постановлении суда оно названо “владельцем сети гипермаркетов “Карусель”), по которому “Дакти” обязалось предоставлять ритейлеру персонал из числа своих работников, а “Русель” — оплачивать эти услуги.”Путем выборочного опроса работников <...> “Дакти” установлено, что некоторые из них изначально заключали трудовые договоры с ООО “Русель”, после чего через незначительный срок заключали повторные договоры уже с ООО “Дакти”, — сказано в постановлении. О том, что их работодатель — общество инвалидов, сотрудники гипермаркетов узнавали от налоговых инспекторов.
Нанимая персонал у объединений инвалидов, компании могут экономить на ЕСН, объясняет партнер юрфирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Организации, в штате которых не менее 80% инвалидов, не платят соцналог с вознаграждений, не превышающих 100 000 руб., даже если деньги получают здоровые сотрудники.
“Дакти” не имеет права на налоговую выгоду, поскольку целью заключения договоров о найме персонала было “предоставление льгот не самой организации, а иным хозяйствующим субъектам, в частности ООО "Русель", и имеет целью уклонение от уплаты обязательных платежей”, — решил суд.
В дирекции по персоналу “Карусели” затруднились оперативно прокомментировать наем сотрудников через общество инвалидов. Директор по развитию “Карусели” Сергей Самойлов отметил, что никогда не слышал, чтобы в сети работали люди с ограниченными возможностями, и не встречал таковых среди сотрудников компании. “Инвалиды в гипермаркетах — это абсурд. О политике найма таких сотрудников даже речи не было”, — заверяет Дина Хартикайен, возглавлявшая службу персонала московского дивизиона “Карусели” с февраля по июнь 2006 г.
О том, что в “Карусели” работают инвалиды, знает лишь владелец сети Андрей Рогачев: “Мы всегда поддерживали инвалидное движение. Чем больше инвалидов у нас работает, тем лучше”, — заявил он “Ведомостям”. К “Карусели” у налоговиков претензий нет, а если появятся — “будем разбираться”, пообещал Рогачев.
Инвалидные схемы минимизации налогов активно использовались в 90-е гг. До 2002 г. компании, в которых работает не менее половины инвалидов, могли не платить еще и 50% налога на прибыль. Например, по данным Счетной палаты, в 2001 г. таким образом на налоге на прибыль сэкономили 1,7 млрд руб. нефтетрейдеры “Сибнефти”. Однако потом условия применения льгот были ужесточены: долю инвалидов в штате повысили до 80%, рассказывает адвокат юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Юрий Воробьев.
Сеть гипермаркетов “Карусель” основана в 2001 г. 100% сети принадлежат голландской Formata Holding B. V., основные бенефициары которой — Андрей Рогачев, Александр Гирда, Татьяна Франус и Игорь Видяев. По данным СПАРК и ЕГРЮЛ, Formata Holding также является единственным учредителем ООО “Русель”. “Русель” владеет 1% уставного капитала ООО “Карусель Финанс”. В “Карусель” входят 19 гипермаркетов средней площадью 10 000 кв. м в Петербурге, Московской области, Нижнем Новгороде, Ижевске. Оборот за 2006 г. — $360,6 млн.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.