Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 2014
Поделиться
Сенатор против пива
Эта идея выглядит вполне логичной и оправданной. Пиво содержит алкоголь и потому должно признаваться алкоголем в российском законодательстве. На мой взгляд, довольно странно, что до сих пор пиво относится к безалкогольной продукции, что в некоторой степени может вводить в заблуждение потребителей, особенно молодежь. Внесенный в Госдуму законопроект, предполагающий отнесение пива к алкогольной продукции, как раз направлен на устранение неоднозначного толкования термина. Это правильный шаг, который давно надо было осуществить, однако при этом необходимо учесть интересы всех сторон.
С одной стороны, пора ужесточать правила продажи пива — снижать его доступность для несовершеннолетних. С другой стороны, надо оценить целесообразность применения в отношении пива всех тех же мер регулирования, которые существуют в отношении крепкого алкоголя.
Пивоваренная отрасль сегодня, на мой взгляд, отличается от алкогольной высокой прозрачностью. Практически весь российский пивной рынок принадлежит крупнейшим мировым пивоваренным концернам. В России они строят свой бизнес исходя из тех же стандартов отчетности и практик, которые используют во всем мире. И мне, например, неизвестно о каких-либо громких случаях, связанных с операциями таких компаний на теневом рынке, сокрытием доходов или неуплатой налогов.
Не думаю, что законодательное отнесение пива к алкогольной продукции приведет к каким-либо негативным последствиям. Наоборот, торговля станет еще более цивилизованной. К примеру, крепкое пиво исчезнет из киосков, продавцам сложнее будет продавать пиво несовершеннолетним. Но предложения о необходимости применения в отношении отрасли дополнительных норм контроля, таких как лицензирование, установка счетчиков учета спирта, подключение к
ЕГАИС
, представляются явно избыточными.
Здесь важно не перегнуть палку. Ведь для введения лицензирования придется намного расширить штат Росалкогольрегулирования, значительно увеличить государственные расходы, не получив от этого существенной отдачи, ведь пивовары и так платят налоги на 100%. Поэтому, конечно, понимая необходимость изменений в правовом регулировании производства и оборота пива, важно оценить все возможные последствия и не спровоцировать отток капитала из этой отрасли.
Важным инструментом проведения государственной стратегии по изменению структуры потребления алкогольных напитков должна стать разумная акцизная политика. Сегодня в России структура потребления алкоголя имеет несбалансированный характер. Львиная доля в пересчете на чистый спирт приходится на крепкий алкоголь — порядка 70%, в то время как потребление пива и вина не превышает 30%. В европейских странах, в том числе скандинавских, ситуация обратная: основное потребление приходится на слабые алкогольные напитки.
Дифференцирование ставок по принципу «чем крепче алкоголь, тем выше акциз» создает условия для перехода к «южному» типу потребления с преобладанием слабоалкогольных напитков над крепкими. В России же ситуация сложилась таким образом, что после трехкратного роста акцизов на пиво акцизная нагрузка в литрах чистого спирта в водке и пиве практически равна (в то время как в большинстве европейских стран акцизная нагрузка на крепкие напитки превышает нагрузку на слабоалкогольные в два-три раза).
В этой ситуации важно, чтобы темпы роста акцизов на крепкий алкоголь превышали темпы роста акцизов на пиво и вино. Таким образом мог бы быть преодолен сложившийся дисбаланс в налогообложении подакцизных напитков. Это и должно создать предпосылки к выполнению поставленной правительством цели — перехода потребления с крепких спиртных напитков к более слабому алкоголю.
RBC daily
Интервью
Какие риски и как страхует ритейл, как снизить стоимость страхования и когда страховой консалтинг необходим бизнесу?